Есть ценностей незыблемая шкала

19-06-2015, 18:09 | Общество

С предложением введения курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) для учеников 2-9-х классов выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в мае на Архиерейском совещании в Москве. "Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства,- передает его слова "Интерфакс". - Однако даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля во 2-х-4-х классах станет возможным не ранее 2016-2017 учебного года, а в 5-х-9-х классах - не ранее 2017-2018 учебного года". Многие восприняли эту инициативу неоднозначно.
Сегодня курс "Основы религиозной культуры и светской этики" изучают только в четвертом классе один час в неделю. Школьникам и их родителям предоставляется на выбор один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы светской этики" и "Основы
мировых религиозных культур". В 2012 году в экспериментальном режиме был введен ОРКСЭ. Тогда же 42 процента учеников четвертых классов предпочли изучать "Основы светской этики", а 18 процентов - общий курс "Основ мировых религиозных культур".
Эта тема очень актуальна и вызывает в обществе множество дискуссий и споров. Например, возникают вопросы, касающиеся методов и форм преподавания данной дисциплины, систем оценки успеваемости детей, выбора подходящего учебника для обучения. Как проходила апробация курса в Калмыкии, проблемы преподавания основ религиозных культур и светской этики в республиканских школах и многое другое обсудили во время заседания "круглого стола" ректор Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Лилия Мунчинова и педагоги, преподающие ОРКСЭ, а также доцент кафедры всеобщей истории ФГСН РУДН Баатр Китинов презентовал недавно изданный учебник "Основы буддийской культуры" (издательство "Дрофа"). Заседание состоялось 15 июня в редакции "Хальмг унн".
Обращаясь к присутствующим, Л. Мунчинова сказала: "Действительно, мы с вами прошли трудный, противоречивый путь, путь освоения новой дисциплины нравственного характера - основ религиозных культур и светской этики. Конечно, сейчас, когда мы живем в условиях агрессивной среды, когда разрушена шкала нравственных ценностей, восстановление этой шкалы - первостепенная задача. Как говорил Осип Мандельштам: "Есть ценностей незыблемая шкала". В данном случае на помощь учителям приходят и литература, и история, и другие культуроведческие дисциплины, но в особенности, помогают традиции религиозных культур. Поэтому по поручению Президента РФ изучение этого курса продолжается". Ректор КРИПКРО отметила, что в самом начале внедрения курса педагоги столкнулись с множеством проблем. Во-первых, учителя не были готовы к преподаванию монокурсов, к примеру, "основы православной культуры", "основы буддийской культуры". Во-вторых, в ряде российских регионов были зафиксированы несколько случаев, когда за учеников и их родителей выбор делали директора и учителя школ. "Буквально недавно я ознакомилась с опытом Республики Карелии, где 67 процентов учащихся начальных классов изучают "Основы светской этики", более 20 процентов -"Основы мировых религиозных культур", 10 процентов выбрали "Основы православной культуры", а остальные религиозные культуры никто не изучает", - привела пример Л. Мунчинова. Что касается Калмыкии, то наша республика идет по пути избрания традиций религиозных культур: более 30 процентов изучают "Основы православной культуры", 51 процент - "Основы буддийской культуры". Это соотношение вполне органично для нас, потому что Калмыкия - единственная республика в Европе, исповедующая буддизм. 12 процентов изучают "Основы мировых религиозных культур", а "Основы светской этики" выбрали 6 процентов.
"Мы были одними из первых тьюторов, - вспоминает Лилия Мунчинова. - Баатр Учаевич Китинов обучал всех тьюторов основам буддийской культуры, мы сдавали экзамены, нам выдавали учебники прямо "с колес": автор только написал, и нам тут же несли книгу". Часто возникают споры о том, кто должен преподавать ОРКСЭ. Существует мнение, что курс преподавать должны не учителя (особенно это мнение распространено среди вузовских преподавателей философии), а религиоведы, то есть, люди подготовленные, разбирающиеся в религиозной культуре. Но с другой стороны, хорошо обученные учителя - предметники не умеют общаться с учеником начальных классов, разговаривать с ним своим "птичьим языком", как говорил Андрей Кураев, "стать вровень с ребенком".
Именно это и удалось сделать основному автору уникального учебника "Основы буддийской культуры" (издательство "Дрофа") Баатру Китинову.
"Идея учебника исходила не только от меня, - рассказывает Б. Китинов. - Встречаясь с авторами учебников по другим модулям, преподавателями ОРКСЭ и учениками, я всегда хотел знать, как взрослые видят данный учебник и какие вопросы, касаемо буддийской религии, есть у детей. Поэтому учебник писался для школьников, включая тех, кто ничего не знает о буддизме. Мой научный руководитель академик РАН Григорий Бонгард-Левин всегда говорил мне: "Нужно писать так, чтобы понимали абсолютно все!". Следуя этому золотому правилу, я писал учебник". Особенность учебника заключается в том, что он написан в жанре сказки. "Каждый автор вкладывает частицу себя, - говорит автор. - Ну, так вот, я окончил школу более 30 лет назад, но мы всем классом до сих поддерживаем отношения с нашей первой учительницей, и преподавателем средних классов. Когда началась работа над книгой, я старался вернуться в то время, в тот возраст и понять, что мне интересно. И я понял, что детям будет более всего интересно, если подать материал в форме сказки. Их все читают с удовольствием, любят. С формой было решено, дальше приступили к содержанию. Количество уроков и тем ограничено (34 урока). И в эти 34 урока нужно было включить такие темы, которые было бы школьникам настолько интересно читать, что заканчивая один урок, они хотели бы побыстрей узнать продолжение истории".
В учебнике автор постоянно подогревает интерес ученика, оставляя определенные зацепки. Как и полагается жанру, каждый герой имеет говорящее имя. Важно отметить, что книга нацелена не только на развлечение, но и на обучение учащегося. В одно из занятий включен текст Алмазной сутры, причем на двух языках тибетском и старокалмыцком. Б. Китинов считает, что показать детям, как выглядит санскрит и ойратский (старомонгольский) язык - дело принципиальное. Во втором уроке дети находят Мандалу Калачакры - колесо времени, благодаря которому они могут путешествовать во времени и пространстве. Чем они решили незамедлительно заняться. Перед отправлением в путешествие они позвали друга - Павлина Джи и написали записку родителям: "Не волнуйтесь, мы скоро вернемся". И этот момент тоже важен, потому что здесь демонстрируется связь с родителями, ответственность перед ними. Любознательные ребята путешествуют по разным странам, изучают культуры и обычаи других народов. Каждый урок -это открытие чего-то нового. В конце своего путешествия ученики оказываются в лагере для детей, расположенного недалеко от буддийского монастыря, в котором мальчики занимаются единоборствами, а девочки изучают медицину. По мнению автора, "это сильный момент, демонстрирующий буддийскую культуру". Оказавшись в России, им рассказывают о российском буддизме, показывают территорию распространения буддизма.
"Работая над подбором иллюстраций к учебнику, мы решили, что для детей смотреть одни фотографии будет слишком тяжело, получалось чересчур фактографическое, документированное издание, а одни рисунки расслабляют. В итоге мы пришли к золотой середине: 50 процентов иллюстраций составили рисунки и 50 процентов - фотографии. Благодаря такому балансу, нам удалось сделать так, что даже то, что происходило несколько веков назад, прекрасно отражает реальность, - рассказывает Баатр Китинов. - Например, на одном из уроков я пытался донести до учеников мысль, что Буддой можно стать только на Земле. То есть, можно родиться где угодно: на других планетах, в других измерениях, - быть в любых состояниях, но стать Буддой можно только на Земле, поэтому надо беречь и сохранять нашу планету". Сложность тем увеличивалась по нарастающей, так, только в середине курса, в 16 уроке, говорится о том, что такое "сансара", потому что только к середине курса ребенок способен понять значение данного термина, - утверждает историк.
Также в книге опубликованы иллюстрации со статуей Сандалового Будды, с которой далеко не каждый знаком. Она хранится в Бурятии, высотой почти два метра. Во-первых, считается, что это прижизненная статуя Будды. Ей насчитывается около 25 веков. Что самое поразительное -статуя входит в три драгоценности буддизма Бурятии.
Учебник прошел на "отлично" рецензирование в Российской Академии Наук, Академии образования. Помимо этого вышли электронная версия учебника и пособие для учителей. В завершение заседания преподаватели ОРКСЭ обменялись опытом и мнениями о том, с какими проблемами в своей практике сталкивались. Валентина Киевская, преподаватель модуля "Основы православной культуры" в "Русской национальной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского", ведет этот предмет с 2010 года. В. Киевская говорит, система оценивания в данной дисциплине затруднительна, но и тут педагог не растерялась и вышла из ситуации: "Что касается отметок по нашему предмету, то это будет смешно, если мы будем говорить: "Что-то у тебя с милосердием не получается, тебе - три", "Ты что-то с Богом напутал, у тебя - два", "У тебя сострадание на два". Совсем другое дело, когда учитель говорит "моя светлая головушка, как красиво ты говоришь, какая глубокая мысль". Фразы "за глубину мысли" или "спасибо тебе за труд, ты молодец", поставленные в дневнике, окрыляют и вдохновляют ученика на дальнейшую плодотворную работу".
О специфике преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур и светской этики" рассказала учитель начальных классов Уттинской СОШ (Яшкульский район) Мадина Туекбасова: "Занятие длится один час, и работа распределена так, что мы рассматриваем каждую религиозную культуру понемногу. Ведя курс, я всегда нацеливаю на то, что каждая религиозная культура по-своему интересна и важна, ведь все они неразрывны с историей нашей страны. Очень часто родители спрашивают: "Зачем ребенку изучать другие религии?" Я пытаюсь им объяснить, цель моих занятий не в обучении детей правилам чтения молитв или чего-то подобного. Я не учу детей религии. Моя задача - обучить нормам этики, поведения, воспитывать в них толерантность. У нас в классе всегда есть и буддисты, и православные, и мусульмане. Мы изучаем праздники, и я даю ученикам задание рассказать о традициях празднования в их семье. И сами дети рассказывают, как у них принято отмечать тот или иной праздник. Также у меня был случай, когда одна родительница, мусульманка, не хотела, чтобы её ребёнок посещал мой предмет, мотивируя решение тем, что ее ребенку не нужно знать о православии и буддизме. Но все же мне удалось донести до нее и переубедить ее в том, что я на занятиях рассказываю о добре и зле, о сострадании и любви к ближнему".

Карина БУЕНТАЕВА