Андрей СЕРЕНКО: "Настало время смены поколений в калмыцкой политике"

28-07-2015, 12:39 | Политика

По итогам выборов в органы местного самоуправления в сентябре 2015 года в Калмыкии будет завершена перезагрузка административно-политической системы. Об этом в интервью ПА "ТЕЕГИН ГАРД" заявил политический эксперт Андрей СЕРЕНКО.
- Эта перезагрузка началась вскоре после прихода на пост Главы Калмыкии Алексея Орлова, - считает Андрей Серенко. - Ее основными вехами стали выборы депутатов Народного Хурала (Законодательного Собрания) в 2013 году, депутатов Элистинского городского собрания (ЭГС) и Главы республики в 2014 году и, наконец, выборы в районные муниципальные образования (РМО), которые пройдут во второе воскресенье сентября 2015 года.
- Но выборы - это лишь формальная процедура. А какое содержание у этой перезагрузки?
- Алексей Орлов несколько лет назад сделал заявку на построение в Калмыкии третьей политической модели, и довольно успешно реализует этот план, как через выборы, так и через повседневные административные практики.
Напомню, что до 2010 года Калмыкия знала только две политические модели, две системы организации республиканской социально-политической жизни. Первая модель - советская, с которой, собственно, началась история современной Калмыкии. Эта модель Калмыцкой АССР обвалилась в 1991 году и окончательно была списана в историю в 1993 году, когда рухнули по всей России остатки системы Советов.
На смену ей пришла вторая модель - система Кирсана Илюмжинова, просуществовавшая почти двадцать лет. Эта модель формировалась в чрезвычайных исторических условиях, и ее главной заслугой является сохранение калмыцкой государственности в постсоветский период.
Во многом эти две модели - советская и постсоветская (илюмжиновская) - были непримиримы по отношению друг к другу, сформированные ими уклады соперничали между собой в 90-е и нулевые годы. Обе эти модели имели определенную ценность для различных социальных и политических групп в республике, что во многом определяло жесткий характер конкурентной политической борьбы между ними.
Третья политическая модель была предложена республиканским элитам и гражданскому обществу Алексеем Орловым как альтернатива двум первым моделям. Сменив Кирсана Илюмжинова на посту Главы Калмыкии, Алексей Орлов не просто начал конструировать некую "антиилюмжиновскую систему", но попытался осуществить синтез двух предыдущих социально-политических моделей - советской и постсоветской. Орлов сохранил существенную часть политической системы Илюмжинова (начиная от государственных символов - герб, флаг, и заканчивая кадрами), но при этом интегрировал в новую модель антиилюмжиновские элементы, представителей оппозиционных групп, которые на протяжении многих лет боролись с "ханом Кирсаном", в том числе отстаивая принципы и ценности поздней советской Калмыкии. Активно продвигаемый Орловым "культ" генерала Городовикова, являвшегося "отцом-основателем" Калмыцкой АССР, - важный символический аспект создаваемой им третьей политической модели.
- Другими словами, на уровне Калмыкии Алексей Орлов сделал то же самое, что Путин на уровне России?
- Да, можно сказать и так. Орлов адаптировал к калмыцким реалиям путинские принципы. Сменив Бориса Ельцина на посту президента России, Владимир Путин начал строить собственную, кстати, тоже третью административно-политическую модель, которая оказалась синтезом ельцинской системы и разрушенной ею в 1991-1993 годах системы советской. В этом Путин и Орлов похожи. Кстати, и многим другим российским губернаторам также пришлось в конце нулевых - начале десятых годов решать схожие задачи по стабилизации своих регионов, поиску нового формата компромиссных отношений внутри региональных элит и т.д. И, судя по отношению федерального центра к Орлову, его курс на создание в Калмыкии третьей политической модели был одобрен и поддержан Кремлем.
- Вы считаете, что в сентябре, когда в Калмыкии будут избраны новые органы местного самоуправления, процесс формирования новой политической модели будет завершен?
- Конечно же, нет. Завершение административно-политической перезагрузки является лишь необходимым условием для решения этой задачи. На создание новой политической модели уйдет не менее 10 лет (начинайте отсчет с 2011 года). И если Алексей Орлов намерен довести решение этой задачи до конца, то, очевидно, что завершать ее он будет уже не с теми людьми, с которыми начал в 2011 году. Итогом утверждения в республике нового политического уклада станет и формирование новой элиты, появление на ключевых административных уровнях новых людей. Череда выборов последних лет, включая предстоящие в сентябре, являются механизмом формирования нового кадрового резерва уже под новую республиканскую систему, контуры которой, возможно, мы с вами пока еще даже в полной мере не видим.
- Рядом с Алексеем Орловым уже заметны Бова Городовикова, Саглар Бакинова... На уровне города Элисты - Сергей Раров...
- Да, думаю, это "первые ласточки" новой системы, формирующейся в Калмыкии, и особенно здесь интересна женская часть списка. Но этими людьми, конечно, новый республиканский административный класс не ограничится. Не исключаю, что через пару лет мы увидим в Белом доме в Элисте кое-кого из тех, кто в сентябре 2015 года придет к управлению районными муниципалитетами.
- Давайте вернемся к предстоящим выборам в РМО. Каков ваш прогноз?
- Здесь, мне кажется, все довольно просто. Сегодня Орлов и его администрация контролируют политическую ситуацию в республике. Поэтому успех "Единой России" очевиден, на мой взгляд, партия власти получит по итогам голосования 60-65% голосов. Таким образом, единороссы сформируют основной кадровый массив сельских муниципалитетов.
Коммунисты могут рассчитывать на локальный, точечный успех и на электоральный результат до 10-12%.
Возможно, по отдельным мажоритарным округам на выборах в сельсоветы в Городовиковском, Приютненском и Малодербетовском районах смогут пройти выдвиженцы "Нашей Калмыкии" Владимира Мацакова. Впрочем, учитывая уголовное дело, в котором фигурирует Мацаков, вряд ли ему будет до активных занятий выборами.
Также возможен локальный успех кандидатов от партии "Родина" (они же активисты движения "Родной край"), например, в Кетченеровском районе, а также от "Гражданской платформы", например, в Улан-Холе.
Какие-либо шансы на заметный успех у ЛДПР и "Справедливой России", на мой взгляд, отсутствуют.
- Получается, альтернативы "Единой России" нет?
- Ну, это получается не только в Калмыкии, но и по всей России. Думаю, тут было бы наивно ожидать иного результата. Важно, как этой неизбежной победой Алексей Орлов и его команда воспользуются.
Республике нужны новые люди, новые управленческие кадры. Очевидно, настало время для смены поколений в калмыцкой политике. И у Алексея Орлова появляется уникальный шанс создать в ближайшие пять-шесть лет новый административно-политический класс в республике. Бесполезно бесконечно мирить между собой политических "пенсионеров", лелеющих старые обиды, как милый сердцу геморрой. Эффективно работать можно только с новыми энергичными молодыми людьми с горящими глазами, не имеющих травмирующего прошлого, груза старых обид и мнительных видений. Только такие люди смогут договориться между собой, выработать новую модель большого консенсуса, сформировать работоспособную команду. И, наконец, предложить для республики новую перспективу лучшего будущего.

Интервью взял Павел Голод