Пал смертью храбрых, защищая Сталинград

09-10-2015, 17:55 | Память

Недавно был в Волгограде. В ходе поездки встретился с главой Ворошиловского района М.Н. Логуновым и сотрудником спецотдела А.С. Воробьевой, которые провели большую работу по нахождению установочных данных воинов, погибших на территории района в городе Сталинграде во время Великой Отечественной войны.
Поиски места захоронения Босхомджи Инжиновича Некядаева я веду уже давно. И только в этом году непрекращающиеся мной исследования и запросы в различные инстанции дали свои результаты. По поручению руководства района врио начальника отдела военного комиссариата Волгоградской области по Советскому, Ворошиловскому и Кировскому районам города Волгограда А.Н. Евдокимов провел поисковую работу по установлению и документированию факта смерти Б.И. Некядаева. Как выяснилось, он умер 14 марта 1942 года в эвакогоспитале 4583 и был похоронен на кладбище Ворошиловского района в могиле 416. Ранее Б.И. Некядаев в списках похороненных воинов (перезахороненных на Ворошиловском кладбище) не значился. Усилиями вышеперечисленных и других ответственных лиц также были установлены данные 83-х воинов, погибших в Ворошиловском районе в период Сталинградской битвы.
В настоящее время решается вопрос о внесении в списки захороненных в братской могиле, в память 84-х воинов, павших смертью храбрых, будут выгравированы их имена на мемориальной плите могилы, расположенной на Ворошиловском кладбище.
Б.И. Некядаев родился в 1922 году в Кетченеровском районе Калмыцкой АССР. Он, как и все его одноклассники, после окончания Цаган - Нурской средней школы добровольно ушел на фронт. Пройдя краткосрочные командирские курсы, Б.И. Некядаев в звании лейтенанта принял командование взводом и был направлен в район сражений под Сталинградом, где с первых дней принял участие в активных боевых действиях. 12 марта 1942 года после получения тяжелых сквозных осколочных ранений в голову и другие части тела он был доставлен в военно-полевой госпиталь, где через два дня умер, так и не придя в сознание. Извещение о его гибели было утеряно родными.
Из-за искажений, допущенных при написании установочных данных Некядаева Б.И., долгое время не удавалось установить его место захоронения. Я хорошо помню, как по просьбе моей матери М.М. Шурунговой, во время учебы в Волгоградском СХИ каждый год 9 мая возлагал цветы у Вечного огня. Мать во время пребывания в Волгограде всегда посещала Мамаев курган. К сожалению, она не дожила до того дня, когда его место упокоения было найдено.
В поисковых мероприятиях приняли активное участие военный комиссар РК Ю.К. Казаков, сотрудник РВК СЕ. Колдунова, работники ФГКУ ЦА города Санкт-Петербурга и Центрального архива министерства обороны РФ в городе Подольске и, как я уже сказал, вышеуказанные люди из Волгограда. Я им всем благодарен: еще один защитник Родины останется в памяти людей.

Борис ШУРУНГОВ