Татьяна Михеева: "Театр и Калмыкия стали моей судьбой"
Нынешний сезон у заслуженной артистки Республики Калмыкия Татьяны Михеевой 46-й. Столько же раз поднимается занавес нового сезона в ее жизни. Служение любимому делу оказалось для нее неотделимым от Калмыкии, куда она приехала много лет назад вместе с мужем, режиссером Климом Чимидовым. Артистка, педагог и общественный деятель Татьяна Михеева - гость нашей редакции.
- Татьяна Николаевна, как все начиналось в театре?
- В театр я пришла юной девушкой, мне было 19 лет. Окончила Краснодарскую студию при академическом театре им. Горького. Получила диплом с отличием и поехала в Павлодар. Почему? Потому что старшие товарищи мне сказали: "Если вы, Таня, хотите учиться в ГИТИСе , поезжайте в город Павлодар, там есть театр, в котором и режиссер, и артисты - все выпускники этого вуза".
Я сначала написала письмо и меня пригласили на собеседование. Это был театр имени А. Чехова. Меня приняли в труппу. Я проработала три сезона, вышла замуж, родила ребенка. А поскольку я вышла замуж за калмыка, то приехала с ним в Калмыкию.
- А как он там оказался?
- Это судьба. Выпускник Товстоногова приехал в г. Павлодар, в театр, в котором я работала. Защищал диплом в Краснодарском театре. Выходит, он шел за мной (смеется). Клим ставил в театре "Старшего сына" А. Вампилова. Пригласил меня на роль главной героини. Так началась совместная работа в его спектакле, а потом стала его женой и матерью нашего сына.
Он привез меня в Калмыкию. Тогда была русская труппа при Калмыцком театре. Я работала в русской труппе. Он был очередным режиссером, затем работал главным режиссером. А потом решил стать кинорежиссером и уехал учиться в Москву. Учился у Никиты Михалкова. Так он остался в Москве. Наши пути разошлись. Я продолжала работать в русской труппе и осталась в Калмыкии, и по сей день живу в этом солнечном краю.
- А почему вы не поехали в Москву?
- Так сложилось. Видимо, было суждено, что я творчески должна была состояться здесь. Ни о чем не жалею, я прожила достаточно интересно. Сыграла более ста ролей. Героинь разной судьбы и по социальной значимости, и по характеру. Все они одинаково дороги мне. Каждая роль дарила новые эмоции. Сначала были лирические героини, потом пришла пора
характерных ролей. Сейчас играю старушек. Очень забавных, интересных, своеобразных. Все идет своим чередом. Вот уже 25 лет нашему Русскому театру драмы и комедии. А Калмыцкому театру, в котором я начинала играть, - 80 лет.
- Откуда у вас появилась эта тяга к театру?
- Я не из театральной семьи. Мама у меня учитель по профессии. Всю жизнь преподавала в школе немецкий язык. Она очень любила литературу и привила эту любовь мне. Когда была маленькой, все умилялись, но посмеивались, когда говорила, что буду артисткой. Но когда я в 13-14 лет решительно сказала, что пойду именно в эту профессию, мама немного
взбунтовалась. Она очень хотела, чтобы я стала учителем.
Мама после окончания Свердловского пединститута по направлению попала в Йошкар-Олу, там встретила папу, они поженились, родилась я. Папа был механиком и работал в геологоразведочной экспедиции. Нас у родителей было пятеро детей. Трое мальчиков и две девочки. Я старшая в семье. Несу по жизни папину фамилию, а сын мой - Тимур Чимидов. У меня четверо внуков - Чимидовых. Старший Денис окончил горный университет в Санкт-Петербурге, работает. Анна, студентка 2 курса психолого-педагогического факультета. Учится в Москве. Георгию -11 лет, и Катюша - ей пять лет.
- А в калмыцкой драматургии приходилось играть?
- Да. Сыграла в пьесе А. Балакаева "Калмычка". Спектакль назывался "Прощай, любезная". Я благодарна режиссеру Б. Манджиеву, директору ТЮЗ-а Г. Шураевой, что они пригласили из Русского театра В. Карабаша, Е. Хаптаханову и меня. Потом так случилось, что Карабаш ушел из жизни, и с нами сыграл В. Хаптаханов.
- Татьяна Николаевна мы знаем, что вы занимаетесь общественной работой, возглавляете Союз театральных деятелей Калмыкии.
- Да, это еще одна грань моей деятельности, что тоже правильно. Есть и жизненный, и творческий опыт. Людей я люблю, всегда заботилась о коллегах, близких: это у меня в крови, можно сказать, и в воспитании. Организация у нас интересная. Союз театральных деятелей Калмыкии - достаточно творческое сообщество, даже с материальной базой. Стараюсь, чтобы никто из членов СТД не был обделен вниманием. Организуем поздравления с юбилеем и оказываем помощь в трудных жизненных ситуациях. Проводим конкурсы среди молодых артистов. Мы выиграли грант и собираемся поддержать народные театры.
- Помимо этого у вас ещё много студентов...
- Да, вот уже 20 лет моей педагогической деятельности в Элистинском колледже искусств. Есть среди моих студентов и заслуженные артисты республики. Наш меценат, очень творческий человек Игорь Лазарев. Артисты Санджи Пурсяков, Гиляна Бембеева, Эльза Бембеева, Санал Церенов, Леонид Сангаджиев, Арслан Мучкаев, Эренцен Авяшкиев, Алексей Сарангов - это все мои студенты, в которых я вложила частичку своего добра, мастерства, опыта. Я горжусь ими.
- Татьяна Николаевна, а что помогает вам выглядеть всегда элегантно?
- Вы знаете, это, наверное, гены. С собой ничего особенного не делаю, на диетах не сижу. Я человек неизбалованный. Утро начинается с каши. Люблю бериги, пельмени, салат "оливье", все ем с хлебом. Хожу пешком, и вечером после спектакля предпочитаю пройтись и подышать воздухом. Я - человек аккуратный. Стараюсь жить просто, но со вкусом.
- Вы помните свое первое появление в калмыцком театре?
- Это было в спектакле "Чууче" - артисты русской труппы играли двор Павла Первого. Во французских париках, в кринолиновых платьях. А. Сасыков играл Павла Первого. В Павлодаре я начала играть в детском спектакле "Обезьянка Чи-чи". Первая взрослая роль была в спектакле В. Розова "В добрый час". Играла там вместе с Алексеем Булдаковым, сейчас востребованным и популярным актером российского кино.
- Как символично, что первый ваш спектакль так и назывался "В добрый час". Так ведь и сложилось в вашей творческой судьбе?
- Да, я не изменила своей мечте. Я ее осуществила. Как-то нам с подругами довелось прочитать одну книгу, из которой мы узнали, кем мы были в прошлой жизни. Для меня стало потрясением, что в той, другой, жизни я была тунгусской княжной - хранительницей реликвий. Удивительно, но со временем поняла, что неслучайно я оказалась в Калмыкии и так приросла к этому степному краю, этим тюльпанам, к открытым и гостеприимным людям. Где бы я ни была, мне не хватает этого свежего степного воздуха.
Галина ХЕЙЧИЕВА