Служили подруги-зенитчицы

10-05-2016, 17:35 | Общество, Память

Память о прошедшей войне в каждом доме, в каждой семье - в сохранившихся фотокарточках, солдатских треугольниках, пожелтевших документах. Этот снимок относится к военной поре Буляш Очировны Саранкаевой, где рядовая Красной Армии была в военном обмундировании - белом полушубке и шапке-ушанке, из-под которой выбивались волнистые пряди черных волос. По ее же просьбе после войны приезжий фотограф несколькими штрихами ретуши подрисовал ей совсем другие наряды, которых у нее и не было-то никогда. Тот снимок военной поры был снят примерно в 1943-1944 годах, а увеличили и видоизменили портрет уже в конце 1959 года по возвращении на родную землю из сибирской ссылки.
Милое круглое лицо, открытые глаза, задумчивый взгляд, сквозь который чувствуешь ощущение переживаний, выпавших на долю людей того времени, поистине героического. К этому поколению относится и Буляш Очировна Саранкаева, комсомолка, отважная зенитчица, вместе с боевыми подругами прошедшая трудными фронтовыми дорогами и пережившая настоящий ад Широклага. Их было тринадцать девушек-калмычек, молодых, красивых, задорных, вместе служивших в составе зенитно-артиллерийского полка 11568 в г.Архангельске.
Много раз задумывалась над тем, как могла в свои неполные 19 лет Буляш принять решение уйти добровольцем на фронт, встать в ряды защитников Отечества. Ведь в традиционных калмыцких семьях девушке отводилась роль будущей хозяйки и хранительницы семейного очага, но никак не воительницы, защитницы от посягательств врага. Но бытовавшие стереотипы напрочь пришлось забыть, когда над страной нависла угроза, и сотни тысяч женщин заявили о своем решении вступить в ряды Красной Армии. Так поступила и Буляш Саранкаева из Гашун-Бургусты, а в апреле 1943 года ей вручили повестку в Сарпинский военкомат, откуда отправили в г.Сталинград на краткосрочные курсы зенитчиц. Вместе с нею на курсах были еще двенадцать таких же молодых девушек-калмычек. Среди них Анна Оджаева, Данара Джумалинова, Мария Монтиева, Софья Онджинова, Эльзята Хонинова, Арина Назарова и другие. За отведенное короткое время они изучили все виды оружия, аэростаты, типы самолетов, то есть все то, что относится к противовоздушной обороне. Помимо ускоренных занятий девушки выходили на расчистку г. Сталинграда после кровопролитных и ожесточенных боев, продолжавшихся в течение шести месяцев с ударными силами противника. Они наравне со всеми расчищали улицы от завалов из груды металла и камня, выходили на патрулирование улиц и дежурства на объектах города.
По окончании курсов молодых новоиспеченных зенитчиц перебросили на север страны, в г. Архангельск, в годы войны ставший важным портовым городом и стратегическим узлом, соединявшим СССР с союзниками. По Белому морю на большую землю суда союзников из Америки и Европы доставляли необходимые для фронта грузы, технику, продовольствие, вооружение, а в обратный путь шли с лесоматериалами. Вражеская авиация один за другим наносила бомбовые удары не только по городу, но и по судам с грузом, не давая им приблизиться к пункту назначения. На лето и осень 1943 года пришлись наиболее массированные вражеские налеты, противник с воздуха всячески старался помешать помощи союзников. Рядовая Красной Армии зенитчица Буляш Саранкаева и ее подруги днем и ночью несли боевое дежурство, порою рискуя жизнью, отважно и умело отражали атаки немецких бомбардировщиков. Девушки-зенитчицы со временем привыкли к заполярным холодам, научились по едва уловимому звуку издалека определять тип вражеского самолета, и только они появлялись в небе, как по самолетам беспощадно били с зенитных орудий и не раз попадали в цель. Благодаря этим смелым девушкам не прерывалась цепочка в оказании помощи фронтам, в приближении долгожданной Победы.
А впереди боевых подруг ждало еще одно испытание, куда более страшное и унизительное, когда их за принадлежность калмыцкой национальности в марте 1944 года сняли с фронта и отправили на строительство Широковской ГЭС, тот самый Широклаг из того же ГУЛАГа. Это был настоящий ад за колючей проволокой, со сторожевыми будками, с утра до ночи тяжелый труд, при скудном питании буквально на глазах угасали молодые, здоровые вчерашние воины, защитники родной земли, пребывавшие в статусе заключенных.
Многие из них умирали от истощения и болезней, а как же трудно приходилось молодым калмычкам-широклаговкам. Потому об этом несправедливом и тяжелом периоде в своей судьбе не любила вспоминать Буляш Очировна Саранкаева, он не прошел бесследно, сказался на здоровье и коснулся ее личного счастья. В Широклаге Буляш Очировна встретила свою любовь, такого же воина-калмыка, участника обороны г.Ленинграда Санджи Убушиева, в мае 1945 года вместе прибыли в Сибирь. Семейное счастье Буляш и Санджи было коротким, продлилось всего полтора года. Вскоре из-за тяжелой болезни молодой муж умер, Буляш осталась с семимесячной дочерью. Потом у нее сложилась другая семья, и это другая история.
Вот такой непростой была жизнь Буляш Очировны Саранкаевой, оставшейся в памяти родных и односельчан добрым, скромным и справедливым человеком. А в трудный для Родины час не дрогнула, встала в ряды ее защитников, по-другому поступить не могла.

Раиса ЭРЕНДЖЕНОВА
Фото из семейного альбома