Почему молодёжь неохотно стремится к творчеству

26-07-2016, 11:44 | Общество

Что с молодой калмыцкой поэзией? Каково ее состояние? Есть ли стихотворцы, подающие надежды? Кто они? Об этом и многом другом я беседовала с литературным консультантом Союза писателей России Василием Чонгоновым.

- Василий Баирович, охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшнее состояние современной калмыцкой поэзии.

- В данный момент в калмыцкой поэзии наблюдается очень малый приток свежих сил. Писать стихи в молодежной среде стало непрестижно, невыгодно. Сейчас выгодно быть адвокатами, банкирами, правоохранителями, юристами, но не писателями и поэтами.
Сегодня профессиональные поэты не имеют заработков, а что уж говорить о молодых? Во времена нашей молодости стихи писали все. В поэзию приходят те, кто действительно не может не писать.
- Выходит, что молодые сейчас почти не публикуются?
- Нет, иногда выходят их публикации, но редко. А вот когда-то у нас был союз "Молодые литераторы Калмыкии", мы выпустили коллективный сборник "Озаренные светом Зая-Пандиты". В книге были произведения около 40 молодых авторов, между прочим, тех, кто впервые публиковался. Потом, в 2000 году, выходил коллективный сборник "Элистинские родники". В 2010 году выпустили антологию молодых поэтов Калмыкии, там тоже около 40 молодых поэтов напечатали по одному, а кто-то - по два стихотворения.
- А были среди них те, на кого вы обратили внимание?
- Более заметны у нас ребята, занимающиеся творчеством на протяжении многих лет. Назову Эльзу Кекееву. Пишет она хорошо, как на калмыцком языке, так и на русском. Поэтесса в одно время была солисткой ансамбля "Ойраты" и писала не только стихи, но и музыку на них. Кстати, недавно мы с ней подготовили целую программу "Чоносы" для ансамбля "Тюльпан", полагаю, что осенью ее покажут зрителям, это один из родов калмыцкого народа, очень воинственный и многочисленный. Отмечу также Джангра Босхаева и Дорджи Хонинова, которые недавно окончили КалмГУ. Считаю, что неплохо получается у Кермен Санджиевой. Что касается Джангра Босхаева, то, думаю, он прибавит в мастерстве, если перейдет на калмыцкий язык. Подают надежды Раиса Шурганова, Надежда Арсинова, Петр Чужгинов.
- Насколько затратно издавать книги в наше время?
- За последние годы мы издали 13 сборников молодых поэтов и писателей, в сентябре будем передавать первые книги в Национальную библиотеку им. Амур-Санана.
Мы при Союзе писателей Калмыкии организовали Центр пропаганды и перевода калмыцкой литературы "Зокъялч", который получил грант министерства социального развития, труда и занятости республики, - 300 тысяч рублей. На эти деньги издаем труды молодых писателей. Надеемся, что грант объявят вновь, чтобы опять за него побороться. Дело в том, что в члены нашего Союза принимаем только тех авторов, которые имеют два личных сборника. Время от времени мы выпускаем коллективные издания, хотя в целом очень тяжело. Ситуация в читательской среде изменилась. На первом плане - компьютеры, телефоны, Интернет и другие гаджеты. Литературой мало занимаются. Современное поколение почти не читает книги. Для того, чтобы литература развивалась, прежде всего, нужно воспитывать читателя. Потому что духовное восприятие мира идет через чтение именно напечатанных книг, а не взятых из Интернета, ибо то, что возьмешь из Всемирной паутины, зачастую забывается, и ничего в голове не остается. Интернет коверкает язык, в нем много безграмотности. Сейчас молодежь пишет "ок", "хоп", "вау" и т.д., отправляя смайлики. Мы перестаем говорить на нормальном литературном языке. И эта опасная тенденция распространяется с необыкновенной быстротой. Словарный запас у многих молодых чрезвычайно ограничен, они не могут доступными словами выразить свои мысли. Неумение выразить свою мысль ведет нас в пещерный век, когда информацию передавали с помощью рисунков, также нашей молодежи не хватает умения выслушать другого.
- Ну а те, кто пишет, что их волнует?
- В большинстве своем все зависит от характера человека, его возраста. Девушки зачастую пишут про любовь, о своих переживаниях. Но у некоторых есть серьезные темы: например, у Кермен Санджиевой. У нее нет ни одного стихотворения про любовь. Она пишет о красоте калмыцкой степи, флоре и фауне, необходимости бережно относиться к природе.
А еще, знаете, состояние современной поэзии отражают процессы, происходящие в стране. В настоящее время наблюдается расслоение общества, а потому у нас нет базовой национальной идеи, которая бы сплачивала россиян, каких-то духовных ценностей, к чему надо стремиться. В советское время все это было. Вот почему сегодня многие хвалят свой уголок малой родины, кто-то пишет о друзьях, кто-то о наших серых буднях. Мелкотемьем, словом, занимаются.
- Есть ли среди ваших подопечных последователи чистого искусства?
- Есть люди, которые хотели бы заниматься чистым искусством, но социальное и экономическое положение не позволяет. Особенно в нашей республике, где члены Союза писателей даже не получают зарплату. Мы работаем на голом энтузиазме, поэтому чисто экономически у нас люди не могут заниматься чистым искусством: только творчеством они не проживут. Им придется где-то преподавать, подрабатывать, тем более, что гонорарные фонды в редакциях печатных изданий сокращены до минимума. А между тем аналитический очерк, содержательный рассказ или какое-то другое художественное произведение занимает очень много времени, к примеру, месяц или два, а за него получаешь шестьсот рублей. Как на них прожить, тем более, если у человека есть семья? А все потому, что у республики нет лишних денег на поддержку творческой
молодежи. Вот почему нельзя сказать, что у нас есть последователи чистого искусства. Чтобы издать кого-либо из начинающих писателей, приходится прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы найти деньги, не говоря уже о гонораре, потому что любой труд должен достойно оплачиваться.

Евгения БАЗЫРЕВА,
слушатель отделения журналистики КалмГУ