Лес нуждается в защите

На территории Республики Калмыкия находятся 55,3 тысячи гектаров лесного фонда. Осуществлением федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах, обеспечением соблюдения порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, охраны, защиты лесов, правил государственного учета и отчетности и иных норм, установленных лесным законодательством, занимается Управление лесного хозяйства Минприроды Республики Калмыкия. Федеральный государственный лесной и пожарный надзор в лесах осуществляют директора лесничеств, лесничие и лесные инспектора, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях и представлять их на рассмотрение в Минприроды РК.
Административная практика свидетельствует о том, что одной из главных проблем для лесного хозяйства республики был и остаётся бесконтрольный выпас скота. Большая часть нарушений в сфере лесного законодательства приходится у нас на собственников сельскохозяйственных животных, осуществляющих самовольный бесконтрольный выпас скота на лесных участках. Практически во всех районах республики наблюдаются систематическая потрава сельхозживотными и затаптывание молодых лесных насаждений. В результате большой труд калмыцких лесоводов и значительные материальные затраты на выращивание лесных культур в труднейших почвенно-климатических условиях Калмыкии буквально перечёркиваются нерадивыми хозяевами сельхозживотных.
Несмотря на то, что в сельских муниципальных образованиях республики и в ряде РМО утверждены правила содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, они постоянно нарушаются. Так, в 2015 году выявлено 51 нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, общая сумма штрафов составила 121,3 тыс. руб. В первом полугодии 2016 года выявлено уже 32 подобных нарушения. Наибольшее количество нарушений правил использования лесов для ведения сельского хозяйства фиксируется в Ики-Бурульском, Кетченеровском, Целинном и Яшкульском районах.
Вследствие бесконтрольного выпаса сельскохозяйственных животных на лесных участках уничтожаются с таким трудом создаваемые и сохраняемые лесополосы, имеющие для нашей полупустынной местности стратегическое значение. В местах, где поблизости расположены животноводческие "точки", вырастить лесные культуры до перевода в покрытую лесом площадь чрезвычайно трудно. А животноводческие стоянки, как известно, у нас расположены практически везде. Работникам лесного хозяйства приходится постоянно дополнять или списывать лесопосадки. При неорганизованной пастьбе скота сокращается урожайность сельхозугодий, деградируют и пашни, и пастбища.
Административная ответственность за незаконное ведение сельского хозяйства, согласно статье 8.26 КоАП РФ (пастьба скота, сенокос, выращивание сельхозкультур), предусматривает штраф в размере от 100 до 300 руб. на гражданских лиц, на должностных лиц - от 300 до 500 руб. и на юридических - от 3000 до 5000 руб. Однако низкие размеры административных штрафов не позволяют кардинально решить эту серьезную проблему. Сложность состоит и в том, что часто невозможно установить собственников (владельцев) сельскохозяйственных животных.
Вопрос неорганизованной пастьбы сельхозживотных на землях лесного фонда неоднократно поднимался на межведомственном совещании прокуратуры РК по проблемам соблюдения природоохранного законодательства, а также на совещаниях в администрациях районных и сельских муниципальных образований. При этом следует отметить, что статья 2.5 Закона РФ от 14 мая 1993 г. №4979-I "О ветеринарии" предусматривает индивидуальную или групповую идентификацию и учет в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных, и определен перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету (утверждён приказом министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. №161). Постановлением правительства РК от 1 июля 2016 года № 213 утверждён порядок учета сельскохозяйственных животных на территории Республики Калмыкия.
Поголовье сельхозживотных в республике увеличивается, и упорядочение пастьбы скота, а также его обязательное клеймение становятся все более актуальными. Полагаем, назрела необходимость принятия на республиканском уровне Правил содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, в которые, в частности, следует внести положение о запрете прогона и выпаса сельскохозяйственных животных на участках лесного фонда. Усиление контроля со стороны органов местного самоуправления за надлежащим исполнением собственниками скота правил содержания, прогона и выпаса сельхозживотных при этом продолжает оставаться каждодневным насущным делом. Обращаюсь к гражданам республики, содержащим сельскохозяйственных животных в степной зоне, в границах населенных пунктов, а также к сельскохозяйственным товаропроизводителям - юридическим лицам, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей: не оставляйте сельхозживотных без присмотра.
Валерий БАРИНОВ,
начальник отдела федерального государственного лесного надзора Минприроды РК