"Великий и могучий - поддержка и опора"

27-10-2016, 16:47 | Общество

25 октября в Элисте, в конференц-зале Дома правительства Республики Калмыкия, состоялось открытие научного форума "Русский язык: проблемы функционирования, изучения и преподавания". Вступительным словом его открыл ректор КалмГУ Бадма Салаев. Он отметил большую работу преподавателей, студентов и аспирантов университета по исследованию и распространению русского языка в мире: благодаря их усилиям открыты центры русского языка в Китае и Монголии.
Сегодня в главном вузе республики обучается около тысячи студентов из 40 стран мира, они тоже в будущем станут полпредами русского языка в своих странах. Исследования ученых КалмГУ в области русского языка отмечены ведущими научными фондами страны. Недавно проекты доктора филологических наук, профессора Тамары Есеновой и кандидата филологических наук Евгении Голубевой получили гранты Российского гуманитарного научного фонда, на эти средства проводится и настоящий форум, отметил ректор.
В форуме приняли участие ученые из многих субъектов Российской Федерации, в том числе Бурятии, Дагестана, Чечни, Адыгеи, Тывы, Башкортостана, а также г.г.Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Армавира, Ростова-на-Дону, Рязани, лингвисты из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Затем гостей и участников большого собрания ученых приветствовал Председатель Народного Хурала (Парламента) РК Анатолий Козачко. Он отметил, что ученые КалмГУ накопили большой опыт по развитию международного сотрудничества и охотно делятся им с коллегами из ЮФО и всей страны. Также с началом работы форума его участников поздравил заместитель Председателя правительства РК Мерген Бадма-Гаряев и зачитал приветственный адрес Председателя правительства РК Игоря Зотова. Затем с приветствиями выступили директор Калмыцкого научного центра Виктория Куканова и ректор Института повышения квалификации работников образования (КРИПКРО) Лилия Мунчинова. Они отметили, что сегодня русский язык занимает важное место в мировом сообществе. Исследования по русскому языку становятся ориентиром для лингвистов, занимающихся национальными языками республик РФ. Учителя русского языка заинтересованы в том, чтобы и дальше в лингвистике, в первую очередь по русскому языку, проводились фундаментальные исследования. У русского языка, как и у языков всех народов России, богатое прошлое, интересное настоящее и многообещающее будущее.
Далее на пленарном заседании выступила профессор Института русского языка имени Пушкина Элла Китанина. Она отметила, что надеется на широкое сотрудничество Института и КалмГУ. Свой доклад она посвятила проблемам "Концепта "свое/чужое" в поликультурной коммуникации".
О современной языковой ситуации в Дагестане рассказал директор института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра профессор Магомед Магомедов. Он отметил, что в республике до сих пор не принят закон о языках, так как сегодня в Дагестане функционирует 18 бесписьменных и 14 литературных языков. Это не дает возможности в полной мере решать вопросы сохранения и развития языков. Русский язык является языком межнационального общения, хотя на юге республики используют также азербайджанский, на севере - аварский, в низменной части - кумыкский.
В последние годы наблюдается переход национальных школ и начальных классов на русский язык. Уже более 500 школ совершили такой переход, что отрицательно сказывается на знании родного языка. В городских школах очень плохо знают родной язык, как и в других регионах страны. Но каждый человек должен знать родной язык, историю, этнографию. Так что мы выступаем за качественное овладение двумя языками - родным и русским, отметил профессор. Этой же темы коснулся в своем выступлении профессор Чеченского педагогического университета Айса Халидов. Он отметил, что на Северном Кавказе живут представители многих народов, все они общаются между собой на русском языке. Поэтому вопрос овладения родным языком для народов РФ очень важен, надо уделять этому особое внимание. Человек вполне может усвоить два и более языков. В Чечне не было национальных школ, не велось преподавание на родном языке, что тоже способствовало его забыванию, снижению его престижа, отметил профессор. В рамках форума прошли две научные конференции с международным участием: "Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы" и "Русский язык в полиэтничном регионе". На форуме обсуждались также проблемы культуры речи, взаимодействие русского и национального языков в субъектах Российской Федерации, функционирование русского языка в инонациональной среде, вопросы методики обучения русскому языку как иностранному и другие актуальные вопросы. Кроме того, в рамках форума был проведен "круглый стол" "Русский язык в инонациональном окружении", где широко обсуждался опыт Калмыцкого государственного университета по актуальным вопросам изучения русского языка, его преподавания разным категориям студентов, для которых русский язык является родным, неродным и иностранным.

Гуна ТЮРБЕЕВ