Мимо кассы в пятничный вечер?

10-11-2016, 10:55 | Культура

Начало ноября, Год кино в России, а на афишах калмыцких кинотеатров только американский боевик, очередная экранизация комикса и детский мультфильм. Все это хорошо для родителей, влюбленных пар и любителей "убить время". Подобная публика не слишком требовательна к сюжету, их не волнуют имена режиссера и актеров, идея картины. Главное, чтобы было не скучно. Но неужели такой скудный выбор должен убить желание идти в кино и насладиться прекрасным настоящим ценителям киноискусства?
Понятно, что старшее поколение подобный вопрос не будет волновать. Они предпочитают смотреть старые, проверенные советские фильмы по телевизору за чашкой горячего чая. И никто не в праве их в этом обвинить: советское кино отличалось качеством и душевностью, режиссеры не гнались за деньгами и славой, не пытались подражать Западу.
Что касается молодого поколения, то все намного сложнее. Любителей современного кино найдется много, число посетителей в кинотеатрах хоть отбавляй, но качество представленных картин оставляет желать лучшего. Уже который год "мимо кассы" проходит много кинокартин, "обласканных" как зрителями, так и критиками со всего мира. Дело тут вовсе не в снобизме и не в пресловутом - "это кино не для всех". Здесь важен посыл фильма: заставляет ли он думать, размышлять и анализировать. К слову, неординарная кинокартина 2013 года режиссера Спайка Джонза "Она": история необычной любви мужчины и операционной системы по имени Саманта, которая думает и чувствует, как человек. Для многих сюжет показался противоречивым, но, если задуматься, в фильме детально показано наше будущее. Человек влюбился в компьютер, а компьютер влюбился в человека. И не зря этот фильм получил премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Понятно, что подобные фильмы не найдут отклика в душе обычного посетителя в пятничный вечер. Главная задача для зрителя - расслабиться после тяжелой трудовой недели. Но, по мнению многих молодых киноманов в г. Элисте, местным кинотеатрам следует делать ставку именно на фильмы не для массового зрителя. "Допустим, недавно прошел конкурс или фестиваль кино в других городах, показы авторских фильмов устраивали для ограниченной аудитории. Почему бы эти картины не посмотреть в местных кинотеатрах, пусть и за символические деньги, или представлять картины местных авторов. Это будет способствовать популяризации авторского кино, поможет открыть жителям новых звезд и раскручивать проекты", - считает жительница степной столицы Амуланга Очирова. На вкус и цвет , как известно, товарищей нет. Одни скажут, что надо смотреть свои "тихие шедевры" дома, за компьютером. Но во многих небольших городах действуют кинотеатры, в которых предлагают сеансы как на мировые блокбастеры, так и на менее популярные среди массового зрителя кинокартины. К слову, спрос на авторские и фестивальные картины будет невысок, но раз в неделю их можно включить в программу. Понятно, что денег на подобных фильмах много не заработаешь, да и зритель с непривычки может заскучать. Однако, по мнению эксперта, генерального директора ООО "ЭстетГид", главного редактора Интернет-сервиса EstetGid.ru Вардана Явряна в г. Пятигорске, где действует подобный кинотеатр, все эти сложности можно преодолеть, если подготовить зрителя к подобным фильмам. "Для начала можно устроить опрос среди населения, нужно ли это им, а затем (если все же есть надежда на успех) грамотно спланировать рекламную кампанию. Опыт таких городов, как Пятигорск и Ярославль, демонстрирует, что можно показывать самый различный контент", - рассказывает Вар дан Яврян.
С другой стороны, есть наглядный пример обратной ситуации. Во время калмыцкой премьеры фильма "Чайки" режиссера Эллы Манжеевой многие молодые люди откровенно скучали. Прихватив с собой попкорн и напитки, они, вероятно, ожидали увидеть легкое кино о судьбе калмыцкой девушки. Взамен получили авторскую картину, направленную на внутренние переживания героини. Хочется отметить, что в этом фильме наглядно показан менталитет калмыков, поэтому было не так увлекательно наблюдать несколько часов сдержанные эмоции героини. Попросту наш зритель, выросший на 3D эффекте и привыкший к динамичному сюжету, оказался не подготовлен к подобному откровению. Но взять другой пример. В этом году посетило желание посмотреть замечательную ирландскую киноленту "Бруклин". Подобная картина должна найти отклик в сердце любой калмыцкой девушки, мечтающей начать новую жизнь за пределами родного города или страны. Главная героиня из Ирландии решает отправиться на заработки в далекую Америку, оставив на родине мать и больную сестру. Пройдя недолгий путь страданий, испытав потери и боль, героиня обретает новую любовь в стране грез и фантазий. Но, вернувшись домой, находит стабильную работу и перспективного жениха из хорошей семьи. Однако она сделала выбор, согласно велению сердца... Картина завоевала множество престижных наград и была признана кинокритиками, как одна из самых лучших киноработ 21 века. Но и тут "мимо кассы". А ведь данная тема близка многим молодым людям в республике. Честно говоря, хотелось бы, чтобы в наших кинотеатрах начали показывать фильмы, развивающие хороший вкус к кино. Может быть, появятся энтузиасты, подобные Элле Манжеевой, готовые создавать качественное кино, а данная статья не пройдет бесследно. Ведь после просмотра интеллектуальных картин просыпается желание обсудить, проанализировать и запечатлеть в памяти и в своем сердце любимые кадры на долгие годы.

Александра БОЛЕЕВА