Седина, как награда за каждый прожитый день

08-10-2014, 18:49 | Память

Депортация. Страшное для калмыков слово. Без малого 71 год прошел с трагической даты 28 декабря 1943 года, но до сих пор представители старшего поколения теряются в догадках, почему же с ними случилась такая несправедливость, в чем же их вина перед Родиной? Не найдя ответа, они лишь горько сожалеют о том, сколько невинных жертв принесло калмыцкому народу ложное обвинение в пособничестве немцам и последовавшая за этим депортация в районы Сибири, Заполярья и Крайнего Севера.

Найминовы из Гашун-Бургусты

По словам ветерана труда, одного из старейших и уважаемых жителей поселка Гашун-Бургуста Гари Тикеевича Найминова, с той страшной трагедии проходит семь десятилетий, но боль в сердце остается, из памяти никогда не стереть тот ужас, испуг, беззащитность на лицах стариков, женщин, детей, в одночасье ставших невольными заложниками сталинского геноцида. Сибирь вписала свою страницу в судьбу большой семьи Найминовых, которая на чужбине наряду с трудностями испытала теплоту и доброту простых сибиряков. Когда началась война, отец, коммунист, бригадир полеводческой бригады Няямин Тикеев работал в колхозе «Красный партизан» на территории Гашун-Бургусты. Вскоре отца призвали на фронт, заботы о семье и хлопоты по дому легли на плечи матери Джиргал Васькаевны. На ее руках остались сыновья Гаря, Митя, Коля и младший Тюмя, которому к моменту выселения не было и года. Отец пропал без вести, о чем семья получила весточку и до сих пор никто не знает, где нашел свой последний приют солдат Победы.

Ранним холодным утром 28 декабря 1943 года все калмыцкое население Гашун-Бургусты согнали к центру села, толком ничего не объяснив, в спешке стали грузить напуганных, растерянных людей в большие машины. Никто до конца не понимал и не мог даже предположить, что их ждет впереди, какую участь уготовила им судьба. Так после долгих двух недель в пути в холодных товарняках семья Найминовых вместе с другими калмыцкими семьями оказалась в Алтайском крае, в колхозе «Новая жизнь». Было непривычно холодно, морозы достигали 30 градусов. Ветхая землянка, куда их поместили, насквозь промерзала, не было дров и приходилось отапливать полынью. Старший из сыновей Гаря каждый день отправлялся в поле, руками разгребая глубокий снег, собирал высохшую полынь на топливо. Тогда для младших братьев и матери Гаря был единственным помощником и кормильцем, кому за трудодни в колхозе причитался скудный набор продуктов. Небольшого росточка, худенький, совсем еще мальчишка, наравне со взрослыми трудился везде, куда пошлют. В первую зиму часто выходил на расчистку снега, отправляли на дальние лесные участки на заготовку дров, весной хватало работы в поле.

Пеший путь в Богославку

Так, пережив две страшные зимы, Найминовы решили переехать к дяде в село Богославка Суэцкого района. В неблизкий путь в 50 км мать и сыновья отправились пешком. До этого Джиргал Васькаевна выменяла свое единственное выходное платье на допотопную тележку, в которой можно было везти самого младшего Тюмю. Через трое суток добрались до Богославки, дядя и его семья с радостью приняли сноху с ребятишками и поделились своим кровом. Джиргал Васькаевна с Митей устроились в колхоз пасти телят, а Гаря помогал дяде на конюшне. Не по годам смышленый, знавший неплохо грамоту, Гаря сразу приглянулся местному пожилому бухгалтеру-учетчику и тот всякий раз просил «калмычонка Гришу», - он так его называл, помочь переписать отчет по трудодням, замерить колхозные поля, стога с сеном. У парня был красивый, почти каллиграфический почерк, отличался любознательностью и хорошими математическими данными. Благодаря доброму, душевному человеку Андрею Андреевичу Юсину, Гаря неплохо освоил счетную работу, его поставили учетчиком поначалу в животноводстве, а затем в тракторной бригаде. Позже колхоз отправил юношу в Славгород, в школу механизации на шестимесячные курсы трактористов.

Седина, как награда за каждый прожитый день

Вместе с Гарей на курсах учились Нямин Оросов и Эрдни Боваев. По учебной программе изучали четыре вида тракторов, комбайны, основы агрономии, устав земледелия и т.д. По окончании курсов и получения удостоверения молодого тракториста назначили в 7-ю бригаду и дали ему новенький трактор. И здесь его поддержал советом и делом инженер Егор Андреевич Цейзер, немец, высланный из Поволжья. Так, он проработал много лет на тракторе, приходилось от зари до поздней ночи трудиться и в посевную, и на уборке, и на подготовке почвы, и на перевозке грузов. Затем Гаря Тикеевич по состоянию здоровья перешел в учетчики, в этой должности он проработал до возвращения на родную землю.

Внуки и правнуки – продолжение рода

Там, в Сибири, Гаря Тикеевич встретил и полюбил стройную, чернобровую красавицу Галину Лиджиевну, с которой живут в любви и согласии вот уже более 55 лет. В 1957 году молодая семья Найминовых вернулась в свое родное село Гашун-Бургуста. Долгие годы работали в магазине в местечке Салбура, известном богатыми естественными сенокосными угодьями. После Сибири здесь обосновались более 20 семей нойнахинцев. В 1966 году в Гашун-Бургусте организовали совхоз «Обильный», открыли объекты социального значения, промтоварно-продуктовый магазин. Галина Лиджиевна более сорока лет проработала продавцом в сельском магазине, а Гаря Тикеевич до ухода на заслуженный отдых трудился в совхозе учетчиком, завхозом. В дружной, трудолюбивой семье Найминовых выросли пятеро сыновей и одна дочь. Сыновья Николай, Вячеслав, Давид, Баатр, Арш и дочь Кермен давно уже повзрослели, работают в разных уголках республики и за ее пределами, имеют свои семьи, в которых подрастают 18 внуков и 14 правнуков.

Гаря Тикеевич по праву считается главой и старейшиной рода Найминовых. Нет уже в живых его братьев Дмитрия и Николая, но остались их дети и внуки, для которых Гаря Тикеевич – непререкаемый авторитет и уважаемый человек. Младший из братьев Тимофей Тикеевич, ровесник депортации, много лет успешно трудился в аграрном секторе, жилищно-коммунальном хозяйстве Кетченеровского района. Сейчас он с семьей живет в Элисте.

Святая реликвия – хранитель рода

Оглядываясь на прожитые годы, в апреле 2014 года ему исполнилось 86 лет, Гаря Тикеевич считает, что судьба была благосклонна к представителям рода нойнахинцев. А все потому, что в суровые годы депортации они сумели сохранить свою родовую реликвию – бурхан, который так и называется Бурхан багшин гегян. В момент выселения калмыков старик по имени Жоова спрятал бурхан за пазуху верхней одежды, так предмет поклонения рода оказался вместе со своим народом в далекой ссылке. Обычно такие реликвии хранились в семьях самых авторитетных и уважаемых представителей рода. После смерти Жоовы бурхан передали Марку Церенову, с его уходом Басангу Эрендженову, дальше Босхе Килигову, Манджи Очирову, затем уже передали известному гелюнгу и лекарю Дади и его сестре Бугн. После ухода Бугн святая реликвия осталась в семье дочери Галины Лиджиевны и зятя Гари Тикеевича Найминовых.

Односельчане часто приходят в гостеприимный дом Найминовых поклониться бурхану, чтобы у ребят служба в армии была спокойной, чтобы здоровья прибавляло землякам, чтобы дорога для тех, кто в пути, была ровной и гладкой. По признанию Гари Тикеевича, благодаря родовому бурхану нойнахинская земля не оскудела, дает возможность людям жить и трудиться на ней, растить детей и не покидать родной сердцу уголок.

Радуется ветеран тому, что нынешнее поколение односельчан совместно с администрацией Гашун-Бургустинского СМО решили увековечить память своих земляков, умерших в годы ссылки и после, открыв сквер Памяти к 28 декабря 2013 года, к 70-летию депортации калмыцкого народа. Это, несомненно, достойная память о земляках, ставших жертвами сталинского геноцида.

Раиса Эрендженова
Фото автора