Телескопы от яшалтинских школьников

28-03-2019, 16:24 | Общество

Виталий Иванович Лоренец в 1986 году окончил Яшалтинскую среднюю школу. Затем поступил в Ставропольский сельскохозяйственный институт. Отслужил в Советской Армии. А потом круто поменял свою профессию и не прогадал, она стала его призванием и привела к успеху. С 1994 года и по нынешнее время работает учителем информатики и астрономии в Яшалтинской школе.
Виталий Иванович Лоренец - высокопрофессиональный учитель, талантливый педагог, имеет высшую квалификационную категорию. Для него характерны творческий поиск, применение современных технологий и инноваций. Он внедряет в свой образовательный процесс технологии проблемного, интегрированного, личностно – ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, активно использует электронно – образовательные ресурсы. Главной задачей работы Виталия Ивановича является развитие творческих способностей обучающихся, активизация их мыслительной и познавательной деятельности, самостоятельности.
За последние 3 года его ученики показывают высокий результат во время сдачи Единого государственного экзамена по информатике. Ученики участвуют во всероссийских заочных олимпиадах, конкурсах, творческих проектах, в республиканских и районных олимпиадах по информатике, в научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Это Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Шаги в науку – Юг» - 1 место в номинации «Техническое творчество и изобретательство» - «Самодельный телескоп – рефлектор с параболическим зеркалом»; республиканская научно – практическая конференция «Первые шаги в науку» - 1,2,3 места; II республиканский фестиваль науки – 1 место. Виталий Иванович - лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», за работу «Изготовление телескопа – рефлектора в условиях сельской школы», «Наблюдение покрытий звезд астероидами» награжден медалью Януша Корчака.
В.И.Лоренец с 2011 года является экспертом предметной комиссии по проверке экзаменационных работ Основного государственного экзамена, техническим специалистом пункта проведения экзаменов в Яшалтинском районе.
За успехи, достигнутые в обучении и воспитании детей, В.И. Лоренец награжден премией главы администрации Яшалтинского районного муниципального образования, Премией Главы Республики Калмыкия, Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2017 году Виталий Иванович был удостоен звания «Почетный работник сферы образования РФ» и во второй раз стал лауреатом премии Главы Республики Калмыкия. В нашем интервью мы решили расспросить учителя-новатора о секретах его успеха.
- Как вы участвуете в олимпиадах, готовите к ним учащихся?
- У нас развита исследовательская деятельность учащихся, она мотивирует их углублять знания по предметам естественнонаучного цикла, заниматься научным и техническим поиском, для этого мы используем метод проектов. Он позволяет подготовить учащихся не только, например, по астрономии, параллельно мы изучаем и физику, это отправная точка, оттуда пошла астрономия. Осваиваем секреты химии, потому что надо использовать реагенты для того, чтобы изготовить, допустим, зеркало, а потом и весь телескоп. Мы взялись за это трудное дело.
У нас это неплохо получается. Мы единственная школа в республике, кто это делает, и, по-моему, даже в России наше производство уникально, потому что раньше в Советском Союзе было всего несколько таких профильных школ. Кроме того, судя по отзывам, по блогам, мы сейчас занимаемся этим производством в единственном числе.
- А почему вы решили взяться за изготовление телескопов?
- Потому что мне, как учителю, было интересно, и я привлек к этому своих учеников, ведь всё на стыке наук. Вот сейчас мы построили телескоп с часовым механизмом, который можно включать и настраивать по звездному небу автоматически. Но это благодаря тому, что мы использовали микроконтроллеры, которые применяются в современной робототехнике, и шаговые двигатели. Вот у нас здесь были списанные принтеры. Мы вначале не знали, куда их деть. Разобрали, использовали шаговый двигатель, который там есть. Причем все это приспособили, нашли программу скетч, хотя ее пришлось переработать.
Вот элементарно где-то раскидывают алюминиевые банки из-под пива, а мы их собирали, потом в Доме творчества в муфельной печи выплавляли, производили расчет и делали шестерни и находили программное обеспечение ко всем механизмам. И сейчас мы изготовили телескоп, хотим его представить. Он автоматически настраивается, потом хотим сменить программное обеспечение для того, чтобы можно было вести наблюдения, находясь в помещении, но это очень сложно, требует математических расчетов и необходимых данных. И станцию наблюдения можем создать, подключиться к сетевому взаимодействию с другими школами, чтобы расширять исследовательскую деятельность в области астрономии.
- Раньше ведь не было астрономии, как предмета?
-Да, но мы продолжали заниматься астрономией, и в этом плане все поощрялось, потому что у нас внеурочная и кружковая деятельность была, мы не упускали этот предмет из виду. Многие наши выпускники окончили военно-космические институты, я даже могу привести конкретные примеры: сейчас Антон Берест, Вячеслав Заручаев работают на предприятиях космической связи, другие - в проектных институтах в Москве. Это очень интересно. Школьные увлечения привели к серьезной профессии.
- Какие у вас результаты в районных, республиканских олимпиадах, как выбирали самых способных?
- Мы и по информатике участвуем в олимпиадах, и по астрономии, хотя по ней только в последние несколько лет соревнуются учащиеся. Пока результаты только в районе по этому предмету. По информатике в 2013 году мы стали победителями на олимпиадном программировании в республике. В этом году заняли 2-е место, уступили только Элистинскому лицею. Информатика - сложная наука, основанная на математических знаниях, но передовые позиции мы удерживаем.
У меня своё мнение относительно роли учителя в подготовке участника олимпиады. Я думаю, здесь главную роль играет ребенок. Если он одарен, он может свернуть горы, наше дело только направить, а это самое сложное. Надо, чтобы он занимался без перегрузок, и одновременно ему было интересно. А если у ребенка есть способности, он будет всегда идти впереди и легко добиваться успеха.
Учителю надо направлять учащегося, мотивировать, заинтересовывать его. И наставник, конечно, сам должен отлично владеть материалом.
Мы сотрудничаем с Соленовской школой, где работает Виктор Юрьевич Рыбалко, его воспитанников также хорошо знают на республиканских олимпиадах по физике. Если что-то непонятно, советуемся друг с другом.
- Ваше 2-е место на региональной олимпиаде было неожиданностью для всех?
-Да, когда нас поначалу не знали, а сейчас уже ждут серьезной конкуренции со стороны учеников Виктора Ивановича Лоренца или Виктора Юрьевича Рыбалко. Сейчас и в Элисту приглашают поделиться опытом, уговаривают даже переехать, но мы - патриоты Яшалты. В столице республики побывали по обмену опытом, даже на августовскую конференцию нас позвали в Элисту, посетили школы, давали мастер-классы для учителей.
Чисто фундаментальные науки: физика, математика, астрономия, они закладывают движение вперед для развития страны. Сейчас стало больше уделяться внимание техническому и научному направлениям, а лет 7-8 назад такого не было.
- Как у вас с учебным оборудованием?
- Оборудование сами стараемся изготовить, особенно если говорить о телескопах. У нас есть компьютерный класс, Интернет, устанавливаем там специальные программы, которые нам необходимы. Способные ученики всегда есть, они дают нам импульс для творчества. Например, наша ученица Маша Петряева, она и математик, и в информатике добивается отличных результатов. Ребенок очень одаренный. Мне даже кажется, что мы ее перегружаем. В прошлом году наша Даяна Кугультинова тоже добилась успехов.
У нас есть и кружок внеклассной работы, куда принимаем всех желающих. Мотивированных и способных мы постепенно развиваем, есть специальные программы по изучению информатики, астрономии. Занимаемся со всеми детьми, стараясь разбудить их способности.
- Как вы восприняли то, что ввели астрономию в школьный курс?
- Весьма положительно. Наша страна - великая космическая держава. А в Китае сейчас 150 тысяч наблюдательных площадок для школьников, поэтому они планируют пилотируемый полет на Луну. Откуда это? У них была создана система внеклассной работы по астрономии. Нам тоже надо двигаться в этом направлении, у нас есть большой положительный опыт в стране. Мы не должны сдавать свои позиции.

Гуна ТЮРБЕЕВ