Им Родина, как руки свои, положила на плечи погоны

08-05-2019, 10:50 | Общество

Невозможно обойтись в этот день без торжественных фраз и патетики - День Победы приходит в сиянии праздничных салютов, фейерверков, громких ликующих здравиц из динамиков и, конечно, песен времен Великой Отечественной войны. 74 года назад праздновали иначе: в поверженном Берлине из всех видов оружия салютовали победители, и для всей страны новость была оглушительной: люди, не скрывая слёз, обнимали друг друга и радовались, как дети. Где-то в далекой российской деревеньке, услышав об окончании войны, бессильно садилась на крыльцо вдова солдата: и радостно и больно - на хозяина дома еще в 1941 году пришла похоронка. «А вдруг жив?» - обжигает сердце надежда... Так и было, ждали много лет своих мужей и отцов, верили, вдруг ошибка: плен, был в партизанах... С годами затихала и боль утраты, но надежда всегда оставалась.
Сегодня мне хотелось вспомнить о тех, кто погиб на полях сражений, именно их настоящими героями считал мой аава, который защищал Москву на Ржевском направлении - битве, которая превосходила по ожесточенности Сталинградское сражение. На фронте он был дважды ранен и контужен, воевал отважно, и свидетельством тому были его ордена и медали, но и при этом он считал, что героями были те, кто погиб в бою.
Маленькая Калмыкия отправила на фронт несколько десятков тысяч своих сыновей и дочерей, и все они достойны неувядаемой славы (хотел без патетики, но в этот день нельзя иначе). Многие калмыки были награждены орденами и медалями, и по числу Героев Советского Союза на душу населения мы занимаем третье место, хотя награжденных высшей степенью отличия могло быть гораздо больше: до 1943 года медалью «Золотая Звезда» награждали реже, позже это стали делать чаще. А после 1943 года многие калмыки - солдаты и офицеры были сняты с фронтов и отправлены в тыл или в Молотовскую область - строить ГЭС.
Я начал говорить о погибших на фронте, среди них было достаточно тех, которые могли прославить наш народ. Один из них - красноармеец Пюрвя Саткуев, смелый и находчивый разведчик, ходивший в тыл врага, как к себе домой, он из каждого рейда не раз приводил плененных им немцев. О его подвиге написал очерк писатель и драматург Баатр Басангов. Десятки, сотни калмыков также воевали и показывали чудеса храбрости. Погибших много. В республике есть семьи, где потеряли на войне по нескольку человек. Я знаю семью Мулаевых из п. Шин-Мер, где отец и трое его сыновей не вернулись с фронта, в Ики-Бурульском районе домой не пришли из одной семьи пятеро братьев, в Юстинском районе семья недосчиталась четверых своих родных. И в каждое село или хотон приходили «похоронки», иной раз почтальонам было невыразимо тяжело и больно приносить печальную весть, и они посылали несмышленых детей или просили уважаемых старцев.
На войну шли и женщины, немало их погибло. О них писала поэт, фронтовичка Юлия Друнина:

Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.

Женщины Калмыкии на войне были связистками, санитарками, зенитчицами, партизанками, служили на катерах. Немного не дожила до 70-летия Победы жительница п.Кетченеры, зенитчица Ольга Тимофеевна Бульина, зато живет и здравствует в п. Яшкуль Дербен Мацаковна Кичикова, отбивавшая налеты фашистских самолетов, ей в этом году будет 97 лет.
Вечная память тем, кто не вернулся с войны, здоровья и долгих лет жизни – ныне живущим.

Менке КОНЕЕВ