Новый закон затрагивает жизнь каждого из нас

20-01-2015, 12:16 | Общество

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Об особенностях работы в новых условиях рассказала заместитель министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Е.А. ГОРДЕЕВА.
- Евгения Александровна, какие изменения претерпела сфера социального обслуживания?
- С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", который заменил собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации".
В целях реализации закона в республике проведена значительная работа по разработке и принятию нормативных правовых актов: принято 2 Закона, 9 постановлений правительства и 17 приказов Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
На официальном сайте Министерства социального развития, труда и занятости http://minsoc.kalmregion.ru размещена вся информация о действующей сети учреждений социального обслуживания населения /раздел: подведомственные учреждения министерства/ и нормативной правовой базе /раздел: 442-ФЗ/.
- Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости. Как это будет работать на практике? Куда обращаться за предоставлением социальных услуг?
- Процедура признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании проводится по его заявлению или заявлению его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращению в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или организаций на основании и в пределах полномочий, установленных для них законодательством.
За предоставлением социальных услуг необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства (пребывания), где сформированы комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социального обслуживания.
При признании гражданина, нуждающимся в оказании социальных услуг, орган социальной защиты населения совместно с гражданином разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм, маршрут оказания помощи. К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой - в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка - ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе, отсутствие определенного места жительства, наличие внутрисемейного конфликта и др.
И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.
Далее гражданин обращается непосредственно к выбранному поставщику социальных услуг за предоставлением социальных услуг.
Реестр поставщиков социальных услуг размещен на официальном сайте Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия http://minsoc.kalmregion.ru/ раздел: 442-ФЗ.
- При каких условиях гражданин может быть признан нуждающимся в оказании социальных услуг?
- Законом оговорены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. Это: полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации.
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
отсутствие работы и средств к существованию.
- На каких условиях будут обслуживаться дети, в том числе дети-инвалиды?
- По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. Законом предусматривается оказание надомных социальных услуг детям-инвалидам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи.
- По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?
- Все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов.
Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. Тем самым увеличивается количество граждан, получающих социальные услуги бесплатно, так как ранее в расчет брался размер одного прожиточного минимума.
Законом Республики Калмыкия "Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Калмыкия на 2015 год" от 15.12.2014г. №95-V-3 размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для основных социально-демографических групп населения на 2015 год установлен для трудоспособного населения в размере 12331,5 рублей, пенсионеров - 9490,5 рублей.
Таким образом, все граждане, получающие социальные услуги, в полустационарной форме и на дому, имеющие среднедушевой доход ниже, либо равном вышеуказанному размеру, имеют право на получение социальных услуг бесплатно.
К примеру, одинокому пенсионеру получающему пенсию в размере 9 тысяч рублей и не имеющему иных источников дохода, социальные услуги , предусмотренные законом должны предоставляться бесплатно, т.к. для данной категории населения установлена предельная величина среднедушевого дохода в размере 9490,5 рублей.
А если за предоставлением социальных услуг обратится гражданин, имеющий в составе семьи других членов семьи, в данном случае будет суммироваться доход всех членов семьи и выводиться среднедушевой доход, рассчитанный в соответствии с порядком определения среднедушевого дохода, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
В случае превышения установленного Законом размера предельной величины среднедушевого дохода - социальные услуги будут предоставляться за плату.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату, за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, т. е. двух категорий, которые независимо от других обстоятельств имеют право получать социальные услуги бесплатно во всех формах социального обслуживания.
- В законе указываются новые принципы социального обслуживания: "сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде". Что это означает?
- При определении формы социального обслуживания, направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами
соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.
- Действительно ли, по новому закону любой гражданин - пожилой человек или инвалид - сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов- интернатов уехать жить?
- Да, все верно. В республике сформирован реестр поставщиков социальных услуг, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг.
Основная цель ведения Реестра - формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг на территории Республики Калмыкия.
Ведение Реестра осуществляет уполномоченный орган - Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными, открытыми и размещены на официальном сайте министерства в сети Интернет http://minsoc.kalmregion.ru/.
В настоящее время в него вошли действовавшие ранее бюджетные и казенные учреждения республики, это дома-интернаты для престарелых и инвалидов , комплексные центры социального обслуживания, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальный приют для детей и подростков.
Войти в реестр могут как государственные, так и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, индивидуальные предприниматели, а также социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальное обслуживание.
Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.
Кроме того, в учреждениях создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.
Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утвержден постановлением правительства Республики Калмыкия №410 от 13.11.2014 г.
- Из закона убрали формулировку "трудная жизненная ситуация", но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница?
- Да, действительно, в Законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", ранее предусмотренное Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ. Вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). Термин "трудная жизненная ситуация" довольно расплывчатый, соответственно его толкование может быть разным, поэтому в новом законе используются более конкретные формулировки.
- Важный аспект закона - новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?
- Развитие государственно-частного партнерства - это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра. Не секрет, что бизнес неохотно идет в сферу социального обслуживания в силу невысокой рентабельности проектов. Чтобы привлечь его, разработан комплекс мер. Во-первых,
вносятся изменения в Налоговый кодекс: чтобы обнулить налог на прибыль, сейчас он равен 20%. Во-вторых, государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания: например, дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Кроме того, были упрощены СанПиНы в этой сфере. Исключены такие избыточные нормы, как высота потолков, определенная площадь гостиных, обязательное наличие встроенного шкафа и т.п.
Постановлением правительства Республики Калмыкия №514 от 25.12.2014 г. утверждено Положение о размере и порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, согласно которому поставщикам социальных услуг Республики Калмыкия, включенным в Реестр поставщиков социальных услуг в Республики Калмыкия и не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) предусмотрено предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанным с предоставлением социальных услуг получателям.
Т.е. будет компенсироваться разница между стоимостью социальных услуг, предоставленных в соответствии с индивидуальной программой получателя, и суммой, оплаченной получателем поставщику в качестве платы за предоставление социальных услуг в случае, если предоставление социальных услуг данному получателю в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия осуществляется за плату или частичную плату.
Данные меры направлены на формирование благоприятных условий для привлечения негосударственного сектора в сферу социального обслуживания населения.
- Спасибо за интервью.

Подготовила Жанна КЕКЕЕВА