С любовью к делу и людям

18-08-2020, 15:14 | Память

В тяжелые годы восстановления республики после возвращения из Сибири сложилась плеяда талантливых руководителей, крепких хозяйственников, к числу которых по праву можно отнести Саранова Николая Болдыревича. Жизнь и судьба этого удивительного человека неразрывно связаны со становлением и развитием автомобильного транспорта республики.
Николай Болдыревич родился в 1934 году в селе Авга Лаганского района. В трехлетнем возрасте остался без мамы и воспитывался отцом Болдр Омбаевичем, трудившимся на рыбных промыслах. 28 декабря 1943 года Николай девятилетним мальчиком с односельчанами был выслан в Омскую область, в то время как отца прямо с рыбацкой лодки депортировали в Алтайский край. Когда привезли в Сибирь от станции Лузино в совхоз «Пятилетка», повезли на санях, ехали ночью, лошади увязали в снегу. По прибытии спецпереселенцев направили в баню, а их вещи – на санобработку в жарочный шкаф. Поскольку за временем и температурой никто не наблюдал, вся одежда Николая сгорела, а другую он из дома не взял, как и документы. Выжил тогда Николай в пятидесятиградусный мороз, благодаря опеки односельчан, – деда Дорджи и бабушки Болта Манджиевых. Голому и босому мальчику дед сшил из мешковины рубашку, а на ноги смастерил из старой овечьей шкуры что-то вроде чуней, которые быстро намокали, и, когда их сушили, они стояли колом. Так и проходил зиму в этих чунях Николай, зарабатывая на еду грузчиком и разнорабочим, обеспечивая престарелых дедушку и бабушку. Затем Манджиевы в мае 1944 года уехали в Казахстан, и Николай оказался в семье дяди по отцу – Бориса (Дорджи-Гаря) Авгановича Бадмаева, у которого он стал шестым членом семьи. В мае 1945 года мальчика разыскал наконец отец. Вместе они переехали в «Иртышский» птицесовхоз, в котором отец и проработал до возвращения на Родину. Николай пошел в начальную школу и проучился там до 4-го класса, а с пятого по седьмой классы – в соседнем селе, так как средней школы в их совхозе не было. Сохранившееся свидетельство об окончании в 1952 году Усть-Заоостровской семилетней школы подтверждает, что учеба давалась легко, отметки – тому подтверждение. Из-за материальных трудностей пришлось подростку год проработать грузчиком в совхозе. Но тяга к обучению оказалась велика, и в 1953 году Николай поступил в Омский автодорожный техникум. Смышленый парень быстро окунулся в учебу, подружился с ребятами, активно участвуя в общественной жизни. Неудивительно, что, заметив личные данные, юношу избирают старостой группы, а затем и всего курса. Энергичного и ответственного парня отмечали не только в техникуме. В 1955 году, когда еще калмыцкий народ не был реабилитирован, Омский военкомат в октябре в числе активистов призвал репрессированного Николая Саранова в ряды Советской Армии в Белорусский военный округ, в/ч 64449, в учебный батальон по подготовке командиров средних танков, тогда это была почетная обязанность. Благодаря образцовой службе, буквально через месяц Николаю присвоили звание ефрейтора и назначили командиром отделения в учебной роте. Год службы в учебном батальоне по подготовке командиров танков стал школой обретения воинских навыков. За добросовестную службу ему присваивались очередные воинские звания, а домой отцу направлялись благодарственные письма, сохранившиеся по сей день. По окончании учебного года Николай Саранов в звании старшего сержанта был назначен на должность помощника командира взвода. Со временем Николай стал старшиной учебной роты по подготовке командиров танков. Отличника боевой и политической подготовки Николая Саранова приняли в ряды Коммунистической партии, и командование рекомендовало для поступления в высшее военно-политическое учебное заведение. Но Николай не мог оставить отца, младших сестренку с братишкой без помощи, поэтому вернулся домой. После демобилизации, в 1958 году, продолжил учебу и в 1960 году окончил Омский автодорожный техникум.
Сразу по окончании учебного заведения, получив специальность техника-механика, вернулся на Родину. Когда Николай Саранов пришел становиться на партийный учет в Элистинский горком партии, его направили в систему треста «Калмыкстрой», а точнее – Автобазу №9 инженером по ремонту автомашин. За месяц работы в автобазе Николай так наладил работу, что ему доверили должность начальника авторемонтной мастерской. Возрождение республики шло бурными темпами, отсутствие асфальтовых покрытий на дорогах делали жизнь автомобилистов неспокойной. Грузовые машины, перевозившие строительные материалы в основном из Волгоградской области по бездорожью, часто выходили из строя, и авторемонтные мастерские обеспечивали бесперебойную работу подвижного состава, а те, в свою очередь, – перевозку грузов. Рабочий день молодого специалиста Саранова тогда начинался в пять утра, а заканчивался поздним вечером. Но несмотря на это, находилось время и на учебу, и на общественную и личную жизнь. Именно в тот период молодой коммунист, курировавший в автобазе работу комсомольской организации, встретил свою судьбу – Надяшеву Надежду Джамбушевну. Всем известно, что любимая горожанами футбольная команда «Уралан» зарождалась именно в те годы, и в основной ее состав входили водители Автобазы №9. Надежда Джамбушевна, как секретарь комсомольской организации автобазы, принимала активное участие в становлении футбольной команды. 7 ноября 1960 года молодые поженились и стали надежной опорой друг другу. Супруги в мире и согласии прожили 52 года, вырастили и дали высшее образование трем дочерям, две из которых имеют ученую степень кандидата экономических наук. Внуки также, благодаря поддержке бабушки и дедушки, получили высшее образование в ведущих вузах страны. Всю свою жизнь Надежда Джамбушевна посвятила семье, проработав сначала бухгалтером материального стола в Автобазе № 9 и более тридцати лет экономистом на элистинском «Авторемзаводе». К сожалению, в 2012 году Надежды Джамбушевны не стало.
Всего за год работы в автобазе (в 1961 году) Николая Болдыревича назначили заместителем директора Автобазы № 9. Работу приходилось совмещать с учебой в Ставропольском сельскохозяйственном институте, в который поступил в 1960 году на заочное отделение. Работая в автобазе, Николай Болдыревич преподавал в Элистинской автошколе, автодорожном техникуме, подготавливая квалифицированные кадры для транспортной отрасли республики.
В 1963 году Николай Болдыревич возглавил Автобазу № 9, единственное на тот момент предприятие, обеспечивавшее грузоперевозки строительных материалов в системе «Калмыкстрой». Республика строилась, слаженная работа автобазы сказывалась на темпах строительства, которые шли с опережением.
Зарекомендовавший себя как умелый руководитель, организатор производства, Николай Саранов в сентябре 1966 года был назначен начальником автобазы связи республики. Работа автобазы под его руководством так была отлажена, что во все 13 районов республики доставка печатной продукции и почтовых отправлений осуществлялась бесперебойно и строго по графику.
Большой вклад в обновление производства и улучшение условий труда связистов внес начальник Управления связи КАССР Григорий Джогаевич Эрдниев. Именно тогда были организованы филиалы автобазы во всех районах, работа строилась с учетом времени года и дорожных условий, приобретались машины с высокой проходимостью.
В мае 1970 года Николай Болдыревич Саранов возглавил АТХ «Сельхозтранс», входившее в состав Министерства сельского хозяйства КАССР, возглавляемое тогда Дорджиевым Владимиром Павловичем. Автотранспортное предприятие осуществляло грузоперевозки во всех хозяйствах и предприятиях ведущей отрасли. Коллектив автотранспортного хозяйства численностью почти около тысячи человек и автопарком, насчитывающим более 700 единиц автотраспротных средств, бесперебойно и слаженно обеспечивал своевременную заготовку кормов, уборку урожая и другие сельхозработы. Четыре автоколонны, каждая из которых имела до ста машин с водительским составом, во главе с начальником автоколонны и автомеханики, авторемонтной мастерской с численностью до 75 человек, автослесарей, строительный участок с деревообрабатывающим цехом, выполняющим заявки от совхозов Министерства сельского хозяйства КАССР по изготовлению столярных изделий и решеток, корыт и кормушек для крупного рогатого скота и овец.
В связи с освоением земель под рисовые плантации были организованы филиалы автобазы в Малодербетовском и Октябрьском районах республики. Для того, чтобы постоянно содержать такой огромный парк автомашин своими силами и средствами, Николай Болдыревич осуществлял ремонтно-технические усовершенствования. Хозспособом были построены боксы для ремонта автомашин, ремонтные мастерские со всеми вспомогательными цехами, столовая на 50 посадочных мест, клуб на 150 человек, спортивная площадка, оснащенная необходимым спортинвентарем, сауна и другие объекты. На территории АТХ «Сельхозтранс» была даже построена собственная автозаправочная станция с запасом бензина 100 тонн и дизельного топлива на 150 тонн. При автохозяйстве успешно развивалось подсобное хозяйство, выращенная продукция не только обеспечивала питанием, но и реализовывалась по низким ценам работникам автобазы. Перед началом крупных сельхозработ Николай Болдыревич старался объехать лично все хозяйства республики, в которых предстояло работать водителям автобазы, и договориться о создании условий для их работы и отдыха. Наряду с основной работой Николай Болдыревич уделял большое внимание вопросам улучшения жилищных условий работников автобазы и их семей. За счет средств автобазы строились жилые дома сотрудникам в городе Элисте и поселках Аршан и Троицкое.
Несмотря на колоссальную занятость на производстве, Николай Болдыревич неоднократно избирался депутатом городского Совета народных депутатов, где возглавлял комиссию по поддержке только зарождавшегося тогда предпринимательства.
Как отмечал министр сельского хозяйства Республики Калмыкия Бугдаев Илья Эрдниевич, автопредприятие работало слаженно, потому что руководитель АТП «Сельхозтранс» Саранов Николай Болдыревич думал не о машинах, а, прежде всего, о людях, благодаря чему, рабочая атмосфера была наполнена духом коллективизма. Все это позволяло рачительному руководителю обеспечивать слаженную, ритмичную, высокопроизводительную работу предприятия. При этом каждый сотрудник был уверен, что его труд будет замечен и по достоинству оценен. Такую атмосферу стабильности и взаимоуважения умел создать генеральный директор Саранов Николай Болдыревич, которого за глаза водители до сих пор называют «генералом». Коллектив автобазы, переименованной впоследствии в ПТО «Калмыцкое», неоднократно занимал первые места в проводившихся тогда социалистических соревнованиях, а руководитель отмечался Почетными грамотами министерства, горкома партии и медалью к 100-летию вождя революции. В 2014 году за многолетний и добросовестный труд Николаю Болдыревичу Саранову было присвоено звание почетного гражданина Республики Калмыкия.
По-настоящему доброе сердце Николая Болдыревича Саранова, прожившего такую полную испытаний жизнь, всегда было наполнено любовью ко всем окружавшим его людям. В рамках данной статьи рассказана малая часть истории жизни Саранова Николая Болдыревича, с целью увековечения памяти представителей поколения созидателей планируется к изданию книга воспоминаний о Саранове Николае Болдыревиче.

Саглара САРАНОВА