Как сохранить наш родной язык
Сегодня все наши усилия по возрождению калмыцкого языка носят пассивный характер, то есть кто-то занимается чем-то, кто-то пишет что-то, власть имущие периодически выступают с предложениями и отчетами о проделанной работе. Учат языку в школах. При этом все ждут проявления самосознания народа, все ждут какого-то чуда. Но это все, на мой взгляд, малоэффективно и не приносит результатов. Я предлагаю более конкретный и, если хотите, жесткий путь.
Ведь у нас есть все условия для того, чтобы язык возродился. Есть замечательный университет, педколледж, училища, есть школы с преподавателями калмыцкого языка, есть люди, желающие говорить на родном языке (они организовали кружки, где изучают язык). На деле же получается, что все у нас есть, а сдвигов никаких нет. Так, в чем должна выражаться агрессивность? Нужна твердая воля руководства исполнительной, прежде всего законодательной власти, и во многом руководителей отдельных предприятий, организаций и учреждений.
Предлагаю использовать административный ресурс, безусловно, в рамках закона, в деле возрождения языка: пригласить к себе в госучреждения, а бизнесменам в свои коллективы преподавателей калмыцкого языка, организовать курсы, кружки по изучению родного языка. Поверьте, люди сами будут благодарны, научившись говорить на родном языке.
При поступлении ребенка в школу уже в 1 классе создаются родительские комитеты. Они сопровождают ребенка с 1 по 11-е классы, и надо проводить с ними работу по возрождению языка, объединив усилия школы и родителей.
Мне кажется, если это все применить на практике, то через 1-2 года решение проблемы изучения родного языка сдвинется с мертвой точки. Ведь еще раз хочу подчеркнуть, что в республике сотни и тысячи больших и малых коллективов, объединений. Общественность также представляют родительские, домовые, уличные комитеты. Учить языку можно даже и на автобусных маршрутах.
Сергей Очиров,
Г. Элиста