Радостно за село, за больницу - грустно

16-02-2015, 15:32 | Экономика

На очередном заседании коллегии Контрольно-счетной палаты РК утвержден отчет о результатах проведенного аудита эффективности средств, выделенных на реализацию республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы". Программа направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, создания условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышения престижности проживания в сельской местности.
На ее реализацию было выделено 1783 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 595,6 млн. рублей, республиканского бюджета - 340,6 млн. рублей, местного бюджета - 62,7 млн.рублей и внебюджетных источников - 784,1 млн. рублей.
В ходе реализации программы достигнуты все 6 основных целевых индикаторов, и по результатам экспертной проверки программа признана высокоэффективной. Так, жилищные условия улучшила 551 семья, в том числе 319 молодых семей. Площадь введенного и приобретенного жилья составила 44,6 тыс.кв.м., в том числе для молодых семей - 25,7 тыс.кв.м., что составило 125% выполнения целевого индикатора.
В 41 сельском населенном пункте введены в эксплуатацию внутрипоселковые газопроводные сети общей протяженностью 389,3 км при плане 358,7 км. В 19 селах введены водопроводные сети общей протяженностью 130,5 км при плане 126,5 км. Уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности вырос с 53 до 86 %, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой увеличился с 43 до 57%. Таким образом, самые важные задачи программы по газо- и водоснабжению населения государственным заказчиком (Минсельхоз РК) полностью выполнены.
Кроме того, отмечалось на заседании, построено и реконструировано 49,78 км линий электропередач в Целинном и Юстинском районах, введено в эксплуатацию шесть фельдшерско-акушерских пунктов в поселках Эрдниевский, Бергин и Юста Юстинского, Алцынхута Кетченеровского, Кумской, Ачинеры Черноземельского районов. Приобретено три противопожарных автомобиля для Юстинского, Сарпинского и Приютненского РМО. В 2013 году в п. Сарпа Кетченеровского района введена в эксплуатацию средняя школа на 198 учащихся. Для учреждений культуры Черноземельского РМО приобретен передвижной специализированный комплекс (автоклуб).
Учитывая эффективность программно-целевого подхода к решению социальных проблем на селе, подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" постановлением правительства РК от 29 ноября 2012 г. включена в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РК на 2013-2020 годы. С учетом высокой социально-экономической значимости данной Государственной программы Контрольно-счетная палата РК продолжит контроль за расходованием выделенных бюджетных средств на реализацию запланированных мероприятий.
Участники заседания также утвердили отчет о результатах контроля за использованием средств, направленных Бюджетному учреждению РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" на выполнение государственного задания в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РК в 2013 году.
Деятельность учреждения в 2013 году осуществлялась в условиях перехода на одноканальное финансирование и внедрения подушевого принципа оплаты медицинской помощи, а также определения типов государственных учреждений и, связанного с этим изменения порядка финансирования, предполагающего переход от финансирования содержания учреждений к финансовому обеспечению оказываемых ими услуг (работ).
Учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в республике на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 г.г., утвержденной постановлением правительства РК от 27.12.2012 года.
Но, вместе с тем, члены коллегии отметили, что при выполнении государственного задания учреждением допущен ряд нарушений.
Выявлены недостатки планирования, отсутствие мониторинга и анализа потребности населения в объемах медицинской помощи, предоставляемой больницей, на которые указывают неполное выполнение или значительное перевыполнение доведенных объемов оказания медицинской помощи.
Превышены установленные нормативы и тарифы на оплату единицы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств республиканского бюджета и средств ОМС.
Не соблюдены условия предоставления субсидии на выполнение государственного задания, повлекшее перерасход средств республиканского бюджета в сумме 4 968,8 тыс. рублей.
Не соответствуют объему затрат, включенных в структуру тарифа соответствующих медицинских услуг, объемы произведенных закупок для оказания государственных услуг и работ, в части приобретения изделий и препаратов медицинского назначения, мягкого инвентаря и продуктов питания.
Не соблюдено условие пункта 4.2.2. Тарифного соглашения, согласно которому расходы на приобретение медикаментов (в соответствии с действующим Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), перевязочных средств, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды для лабораторных исследований, осуществляются в пределах структуры норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. В результате потребность граждан в лекарственном обеспечении в 2013 году удовлетворена: в амбулаторных условиях - 0,8 % (при объеме затрат, включенных в тариф в сумме 15 461,5 тыс. рублей, выдано лекарств и изделий медицинского назначения всего на сумму 117,9 тыс. рублей); в условиях дневного стационара - 27,8 % (759,5 тыс. рублей и 211,2 тыс. рублей соответственно); в условиях стационара - 24,7 % (32 719,6 тыс. рублей и 8 080,2 тыс. рублей соответственно).
Участники указывали, почему случались нарушения. Так, одной из причин недостаточного обеспечения процесса оказания медицинской помощи изделиями и препаратами медицинского назначения, мягким инвентарем и продуктами питания является использование средств ОМС на покрытие общехозяйственных расходов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи, убеждены члены коллегии. Это расходы на содержание административно-хозяйственного аппарата, штатная численность которого составляет 208 единиц. В 2013 году общехозяйственные расходы составили 41 621,5 тыс. рублей, из них фонд оплаты труда - 39 707,4 тыс. рублей. Отмечалось, что штат учреждения включает 8 единиц заместителей главного врача, среднемесячное содержание которых соответствует, а в некоторых случаях превышает денежное содержание заместителя министра, ответственность которого распространяется на государственную политику в сфере здравоохранения в целом по республике.
Также подчеркивалось, что наряду с наличием в больнице зон неэффективного использования ресурсов (штаты, укомплектованность, коммунальные услуги, услуги по содержанию и другие), причиной нехватки финансовых ресурсов, необходимых для качественного оказания медицинской помощи, является еще и отсутствие практических навыков по управлению финансово-экономическим состоянием учреждения в условиях проводимых реформ в бюджетной сфере. В больнице не внедрена система экономической заинтересованности персонала в результатах своего труда, не проводятся мероприятия по оптимизации организации медицинской помощи.
Совокупность установленных фактов нарушений и недостатков негативно отразилась на качестве предоставленных учреждением медицинских услуг, гарантированных гражданам Конституцией РФ бесплатно.
В сложившихся экономических условиях, в частности дефицита финансовых средств, заложенного Территориальной программой, повышение эффективности их расходования медицинскими учреждениями, должно быть особенно актуальным, отмечается в решении заседания коллегии.

Подготовил Василий ШАКУЕВ