За корма, как за хлеб

В главной отрасли экономики республики, сельском хозяйстве, в эти дни наступила горячая и ответственная пора заготовки кормов. После прошлогодней стихии и бескормицы сейчас все, от механизатора до министра, устремлены к одной цели: убрать сено на лиманах, поливных участках, всех других сельхозугодиях без потерь и в полном объеме. За корма, как за хлеб.
Среди героев сенокосной страды – аграрии АО «Племрепродуктор «Шатта» Кетченеровского района. А иначе их и не назовешь: работать с 4-х утра и до поздней ночи в изнуряющий, палящий зной смогут только самоотверженные, закаленные трудом люди, настоящие герои. На днях мы побывали на «полях сражений битвы за корма» этого хозяйства.
До этого несколько дней созванивались по телефону с гендиректором предприятия Владимиром Боваевым. Говорили о перспективах на урожай естественных трав на лиманах. По-хозяйски осторожничая, дабы не спугнуть удачу, он оценил: «Травостой нынче неплохой, на отдельных участках выше пояса.Уборочная площадь порядка 1,5 тысячи га. Думаем, что полностью обеспечим себя кормами».
А потом зарядили дожди. Дважды договаривались мы о встрече на полях хозяйства, но осадки выпадали почти ежедневно, было ясно: выезжать на сенокос бесполезно.
Владимир Сергеевич только сокрушался по поводу непогоды: «Как хорошо начинали в первые дни июня, темп набрали высокий, а сейчас вынуждены стоять и ждать! Ведь не тот хлеб, что на поле, а тот, что в амбаре!». Но мы все же выехали в Шатту: репортаж с места событий должен выйти в срок.
В бригаде ветерана труда Николая Ностаева работают семь человек. На косовице трудятся Вячеслав Джоваков и Зула Чавлинов, подсушенные на солнце валки прессуют Андрей Ностаев и Вячеслав Сарылов. На вывозе сена заняты стогометчик Владимир Музаев, водитель КамАЗа - автопоезда – Валерий Дорджиев. Надо сказать, возраст у всех немолодой, кроме Андрея Ностаева и Вячеслава Сарылова, всем за шестьдесят: трое уже вышли на пенсию.
«Дети и внуки выросли, но по-прежнему молодежь не хочет идти в механизаторы. В животноводство – с желанием, но не в кормодобытчики. Хотя заработки для села высокие», – поделились переживаниями механизаторы.
Бригадир не теряет оптимизма, но в глазах все же едва скрываемая тревога: «Надо, надо собрать урожай, завезти на стоянки до последней травинки!». Он рассказал нам: «Сена скосили много, а не можем убрать. Хотели на этом небольшом лимане Берень за несколько дней закончить, потом перейти на большой лиман, Шаттинку. И сейчас обуревает двоякое чувство: дожди идут, для нашей степи это всегда хорошо, вместе с тем не можем убрать валки, сено-то портится. Шестой день дождь идет. А тут еще атакует саранча. С ней боремся, к имеющимся ранцевым опрыскивателям приобрели еще два новых. Кстати, скошенные травы этот вредитель не ест. Но ничего, настрой у нас боевой. Справимся!».
Тем временем мы продолжили беседу. Кормодобытчики понимают: благополучие предприятия и каждого его труженика зависит оттого, смогут ли они по максимуму заготовить корма. После сложной зимовки все готовы трудиться засучив рукава, впрочем, иначе они не умеют.
«Почти полвека в сельском хозяйстве, но такого не видел, чтобы скот кормили с лета. А сена на зиму у нас ведь было достаточно, а уже весной, если в округе нет кормов, где их возьмешь», – делится потомственный аграрий Николай Энчеевич. Добавим, что основное поголовье КРС удалось сохранить во многом благодаря господдержке.
«Тут еще более понимаешь значимость нашей работы. На нас смотрит весь племзавод, да что там говорить, весь поселок, – присоединяются к разговору члены бригады. – Директор наш молодой, в эту тяжелую зимовку закалку прошел, тверже некуда».
Они, повидавшие немало лишений и трудностей в своей жизни, поддерживали советом и делом руководителя и молодых специалистов во время последствий засухи. За пять лет Владимир Боваев успел потихоньку нарастить поголовье, наладить племенную работу, и тут на шестой год – жесточайшая засуха. Страшно представить, каково было шаттинцам, когда на их глазах от бескормицы погибали животные. Сейчас племенной калмыцкий скот в идеальном состоянии. Пастбища богатые. Растет приплод. Намерены реализовать излишки кормов и закупить молодняк.
Несмотря на грязь и слякоть, мы выехали с Боваевым на лиман Берень. Здесь нас ждали тучи назойливых мошек и злющих комаров. Как же преодолевают эту трудность механизаторы?! «Они своих не трогают», – пошутил механизатор Андрей Ностаев.
На Берене мы увидели плотно набитые пахучим сеном рулоны. Валки сена уходили далеко за горизонт. Успели запрессовать 77 рулонов (их уже завезли на стоянки – авт.). А виды на урожай, действительно, хорошие.
«Подорожали ГСМ, запчасти, но мы стараемся обеспечить бесперебойную работу бригаде Николая Энчеевича Ностаева. Всегда стремимся, чтобы их нелегкий плодотворный труд был достойно оплачен. Каждый из наших кормодобытчиков заслуживает самых высоких наград и уважения», – с особой теплотой поделился с нами Владимир Боваев.
Наран ДОРДЖИЕВ