Топонимы села Бергин Юстинского района

19-03-2022, 13:46 | История

Данное исследование проведено учащимися 10-го класса Бергинской школы 1998 года выпуска. Позднее оно было дополнено.

Основой для работы послужили беседы с коренными жителями-бергинцами: Манджиевой Б.-Д.Т. (1911г.р.), Дорджиевым Б.К. (1910 г.р.), Горяевым Х. А. (1924г.р.), Убушаевой Х.Б. (1927г.р.), Цотаевым О.Н. (1927 г.р.), Бадмаевым У.П. (1929г.р.), старожилом Ахбалаевым Е.Д. (1929г.р.). Для сбора и изучения топонимов ребята совершили экспедицию в село Смушковое, сходили в поход на пески Өмн улан (Өмн улан ) и Дунд улан. Исследование отмечено дипломами Российских научно-практических конференций учащихся в г. Переславль-Залесский и Обнинск. Также доклад по данной теме был заслушан на научно-практической конференции учителей русского языка в МГУ им. М.В.Ломоносова.

В изучении истории и культуры родного края топонимика (наука о географических названиях) занимает особое место. Обращение к топонимам, сохранившим память о жизни многих поколений, способствует формированию интереса к истории и культуре народа, воспитывает любовь к родному краю. Имена собственные дают много ценных сведений о рельефе, растительном и животном мире данной местности, жизни людей в отдаленные времена.
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью изучения данного культурного пласта, представляющего научную ценность в исследовании топонимов республики. Работа получила высокую оценку доктора филологических наук М.У. Монраева.

В результате проведенной работы учащимися собрано и описано 64 географических названия следующих видов: ойконимов (названий сел) – 6, оронимов (названий рельефа) – 38, гидронимов – 1, микротопонимов (названий колодцев, улиц) – 16, экклезионимов (названий религиозных, культовых мест)– 3.
Несмотря на растущий интерес, топонимия Калмыкии еще не стала предметом изучения, в том числе и в Юстинском районе. Названия географических объектов носят не произвольный, а закономерный характер. Географическая номинация зависит от места и условий, где находится объект, которому нужно дать название. В Юстинском районе топонимика имеет свои особенности и отличается от других районов, находящихся в северной, западной, южной частях республики. Юстинский район расположен в восточной полупустынной зоне, для которой характерен резко континентальный климат. Количество атмосферных осадков в среднем составляет 200-300 мл в год. Поселок Бергин находится в юго-восточной части Юстинского района, в 275 км от столицы республики, г.Элисты, и в 110 км от районного центра, п. Цаган Аман. Главная проблема территории – опустынивание. Поселок Бергин со всех сторон окружен песками. Они занимают площадь 28000 га, что составляет 54% площади поселка, поэтому особенно многочисленна группа топонимов, именующая пески. В их состав входит термин «улан»: «красная земля», который используется в калмыцком языке для названия пустынь, полупустынных и песчаных степей. Пески имеют красновато-рыжий, нередко красновато -коричневый цвет. Мы насчитали 35 названий песков, например, Чиднгин улан, Хазгин улан, Каанин улан и другие. В Юстинском районе, являющемся самым засушливым регионом республики, остро стоит проблема водообеспечения населения. Район лишен речной сети, нет здесь озер, прудов, родников. На территории поселка Бергин находится одно озеро, именуемое Соленым, но вода в нем не пригодна для питья. Калмыки, обитавшие в степях и полупустынях, обживались вокруг вырытых общими силами колодцев, обеспечивавших их драгоценной водой, жизненно необходимой не только для населения, но и для многочисленного поголовья скота – основного богатства калмыков. Группа топонимов, называющая колодцы, также многочисленна. Мы насчитали 15 названий колодцев, например, Зостын худук, Хаалгин худук, Малмин худук и другие. В топонимы, называющие колодцы, входит термин «худук» - колодец.

Хурул

В настоящее время на территории села Бергин находится молельный дом, который местные жители называют хурулом. Он был построен на месте старого хурула цагаланкин в 1990-м году на пожертвования бергинцев. Многие годы здесь служил настоятелем Тюкшинов Мухтар Басангович, которого прихожане с уважением называли «аав».Э.П.Бакаева в монографии «О традициях передачи знания у буддистов Калмыкии в 1950-1980-е годы» пишет: «Так, в начале 2000-х годов в молитвенном доме, построенном на месте старого хурула близ п. Полынного (Бергин) Юстинского района Республики Калмыкия, проводил службы руководитель поселковой общины буддистов Мухтар Басангович Тюкшинов (религиозное имя — Джимбя), имевший буддийскую степень посвящения манж или «генин». Религиозное образование М. Б. Тюкшинов получил в 1960-х годах, обучаясь, по его словам, у известного гелюнга Санджи Джумаевича Цебекова (Йондон-гелюнг, второе имя Каака гелюнг), проживавшего в п. Барун совхоза «Астраханский» Астраханской области (ныне — п. Буруны)».

Как давались названия?

В названиях отразились характеристики географических объектов, например: Гашун-худук – Соленый колодец, Чолун - худук – Каменный колодец.
Названия давались по имени людей, которые жили и работали в данной местности, например, Баджан борин куутр (Баҗан борин күүтр), Шар Манджин бор (Шар Манҗин бор), Каанин улан.

В основу топонимов легли этнонимы-названия родов, например, Укшанкин сюме (Укшанкин сүм) – хурул рода укшанкин, Цагаланкин сюме (Цагаланкин сүм) – хурул рода цагаланкин.

Коренные жители пос. Бергин пользовались исконно калмыцкими географическими названиями.Русскоязычные названия начали возникать на территории поселка в связи с депортацией калмыцкого народа и приездом рабочих из соседних областей и Казахстана. Новые жители поселка стали давать географическим объектам свои названия: совхоз «Полынный», село Смушковое, Соленое озеро, Медвежья гора и другие. Появились названия казахского происхождения: Баймаш, Тьюшагл, Сапархудук, Мустафа худук.

... села

В Национальном архиве Республики Калмыкия мною найден следующий документ, из которого следует, что ранее Бергин занимал обширную территорию, на которой проживало свыше 1000 человек, охваченных переписью населения. В 1941-1943-х годах из Бергинского сельсовета было призвано на фронт 200 человек.

Гурвн улан, Бергин, совхоз им. Джалыкова, совхоз им. Кирова, село Полынное, совхоз « Полынный». Название Гурвн улан (Три бархана) возникло, по всей видимости, очень давно. Когда эти места были заселены калмыками и появились названия « Бергин» и « Гурвн улан», установить не удалось, однако эти названия упоминаются в отчетах, дневниках и записках известного русского ученого ХIХ века Позднеева А.М. Эти названия тесно связаны с названиями Омн улан (Өмн улан ), Дунд улан, Ар улан. В состав данных топонимов вошел географический термин «улан», что означает «песчаные барханы». Омн улан (Өмн улан ) – южные пески протяженностью 6 км, находящиеся на юге. Дунд улан – пески, простирающиеся между песками Омн улан (Өмн улан ) и Ар улан, их протяженность - 3 км, сейчас имеет русское название Солёное озеро. Ар улан – пески, находящиеся на западе, протяженностью 4 км. Из-за частых ветров пески с течением времени соединились, заняли большую площадь пастбищ и близко подступают к селу.

В исследовании историка Сангаевой Л.Ф. «Образование и развитие совхоза Полынный» говорится: «В 1927-м году по названию песчаных барханов Омн улан (Өмн улан ), Дунд улан, Ар улан было образовано село Гурвн улан (Һурвн улан) Хошеутовского улуса Актюбинского аймака, где была создана сельхозартель Гурвн улан, в которую вошли 11 семей. В этом же году здесь был образован колхоз имени Джалыкова. С 1928 года село стало называться Бергин (Бөөргхотн), был образован Бергинский сельский совет, к которому относились семь хотонов (сёл). После убийства государственного деятеля Кирова С. М. колхозники решили переименовать свое хозяйство в колхоз имени Кирова, который стал колхозом-миллионером. В 1936-м году председателю колхоза Салбыкову X. С. в Москве был вручён орден Ленина. После незаконной депортации калмыцкого народа в декабре 1943 года посёлок с января 1944 года был передан Енотаевскому району Астраханской области. 14 марта 1946 года по «Астраханькаракультресту» был издан приказ №46 «О создании в с. Бергин Енотаевского района Астраханской области совхоза « Полынный». Для освоения бергинских земель был организован приезд рабочих из соседних областей и Казахстана. Так были образованы каракулеводческий совхоз «Полынный» и Полыненский сельский Совет». 18.10.1990 года Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР № 98.09 селу было возвращено его историческое название посёлок Бергин, Беергта газр (Бөөргтә һазр), что означает «равнина с бугорками и впадинами».

... культовых мест

На территории поселка сохранились места, связанные с богослужением и совершением религиозных ритуалов: места, где раньше были хурулы племен Укшанкин и Цагаланкин, курган Тяклин толга (Тәклин толһа). Особенностью традиционного калмыцкого буддизма была тесная связь монастырей и духовенства с родовыми общинами. Хурулы, как правило, были закреплены за конкретными родами. До сих пор выходцы указанных родов посещают эти места для поклонения памяти предков, проведения религиозных ритуалов. Эти места свято почитаются всеми сельчанами.

Укшанкин сюме (Укшанкин сүм) – хурул рода укшанкн. В монографии Г.Ш.Дорджиевой «Буддизм и христианство в Калмыкии» (стр.78) говорится: «Нойон Убушин хурул, основанный в конце ХVIII века, сначала кочевал в урочище Цаган-Арал на левом берегу Волги. В силу усиления колонизации левого берега Волги русскими крестьянами хурул вместе с прихожанами перекочевал на правый берег в урочище Газа-Цосто. В 1892-м году в урочище Гурбун-улан (Гурвн улан) хурул построил себе деревянную кумирню, а также деревянный дом для Манлан кюрде и 5 небольших домов для духовных лиц. Прихожанами хурула являлись многие роды: убшанкин (70 кибиток), мэргэчуд (259 кибиток), ики-хошуд (10 кибиток), бага хошуд Шонхорова и Улюмджиева (36 кибиток) и др.».

Цагаланкин сюме (Цагаланкин сүм) – хурул рода цагаланкн. В упомянутой монографии Г.Ш.Дорджиевой указано: «Цагалан малый хурул сначала находился там, где располагался нойон Убушин хурул, в урочище Гурбун-улан (Гурвн улан). В марте 1894 года духовенство рода Цагалан получило разрешение Ламы перевести хурул в урочище Омно улан (Өмн улан ), и в 1894-м году была построена кумирня хурула с помощью нойона Батыка Тюменя и гелюнга Товка. Хурул обслуживал род Цагалана (по Позднееву – Цагаланкинова)». В «Истории Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (том III, стр. 241) указано: «В хурульной библиотеке (Цагаланкин сюме) имелся манускрипт 16-томного сочинения «Юм», рукописи «Джадамба», а также рукописи различных буддийских сочинений ХVIII и ХIХ веков».

... природных и исторических памятников

На территории поселка много природных и исторических памятников. Это улицы, сооружения, песчаные барханы, холмы, овраги, равнины и единственное в засушливой местности озеро. Идут годы, десятилетия, столетия, но творения природы и рук человеческих продолжают жить: они – свидетели истории, поэтому их изучение очень важно. Мы насчитали 37 объектов, носящих старинные калмыцкие названия, которыми пользовались жители. К сожалению, в настоящее время эти названия забыты и не используются в речи сельчан.

Калмыцкий поселок (Хальмг хотн) – улица поселка, состоящая из 16-ти камышитовых домов. Улица была построена в 1957 – 1959 годы после реабилитации калмыцкого народа и возвращения калмыков на родную землю.

Молатк улан – пески, названные по имени человека Молатк, жившего здесь. Там же находится Чолун худук – Каменный колодец с самой пресной во всей округе водой. По рассказам старожилов, это была очень плодородная земля, трава здесь росла выше человеческого роста. Сейчас эта территория называется Баймаш по имени чабана Мендгазиева Баймаша, жившего здесь и удостоившегося в 1951-м году звания Героя Социалистического Труда за спасение колхозных овец в трудную зимовку 1949 года. О его трудовом подвиге журналист Федор Субботин написал очерк в книге «Делать жизнь с кого», вышедшей в Волгограде в 1975-м году.

Дахин улан – пески, находящиеся на юге от села на расстоянии 16 км, названы по имени человека Орсн Дах, потомки которого, Дохаевы, живут в поселке.
Ользятин бор (Өльзәтин бор)- пески, простирающиеся на юге от села в 30 км, названы по имени Манджиева Ользята, потомки которого также живут в селе.
Соленое озеро – озеро, простирающееся на юго-западе от села на расстоянии 4 км. Водоем имеет протяженность 250 метров, занимает площадь 2, 5 га. Почва песчаная и супесчаная. Вода соленая, грунтовая. Здесь произрастают растения, приспособленные к песчаной почве с избыточным содержанием соленой воды.
На берегах озера обитают дикие утки, лебеди, гуси, перепелки, заходят на водопой сайгаки. Весной, когда поднимается уровень воды и скапливаются талые воды, здесь очень красиво.

Урочище Хархуджур (Хархуҗр) – пески на юго-западе от села, в 33 км. Название означает «черный солончак», место, отличающееся сильной засоленностью почвы. В 1950-м году здесь был основан куракулеводческий совхоз Смушковый. Учащиеся-экологи провели исследование по теме «Прошлое и настоящее поселка Смушковое». Нас глубоко взволновала трагедия этого населенного пункта, бывшей фермы совхоза «Полынный». В 1959-м году здесь проживало 87 семей, в которых было 279 детей, 188 взрослых. Всего здесь проживало 467 человек. На территории поселка функционировали учреждения: восьмилетняя школа, детский сад, почта, больница, магазин. Из-за крайне сложных, неблагоприятных экологических и социально-культурных условий в 70-х годах начался массовый выезд жителей из села. В 1996-м году была расформирована ферма, закрыты все учреждения.

Модта толга (Модта толһа) – большой курган на северо-востоке от села на расстоянии около 1км. В переводе с калмыцкого языка означает Деревянный курган. Название связано с большой деревянной вышкой высотой 15 метров. Курган – ориентир для осуществления воздушного коридора для военных самолетов, является важной топографической точкой на военных картах России. Вышка была воздвигнута в 30-х годах 20 века. В 1991-м году из-за ветхости строение рухнуло. Срочно была произведена ее замена металлической вышкой, но название сохранилось. В топоним вошел термин «толга», то есть курган.
Топонимы села Бергин содержат бесценный материал о рельефе местности, важнейших событиях в жизни села и его жителей, об этническом составе населения.

Необходимо изучать и возрождать старинные бергинские названия.
Требует изучения история хурулов, располагавшихся на территории села Бергин.
Бадма КАТАЕВА,
почетный работник
общего образования РФ