Мне снится погранзастава...

28-05-2024, 16:06 | Письма

В ноябре 1987 года я был призван в пограничные войска КГБ СССР. Службу проходил в Армении в Октемберянском погранотряде на границе СССР и Турции, ближайшей к нам стране из блока НАТО.

Поэтому на первом же политзанятии политрук сказал: «Парни, если будет вторжение, вам выпадет честь умереть достойно. У вас есть 40 минут, чтобы задержать врага любой ценой. Этого времени достаточно, чтобы остальные рода советских войск подготовились к отпору врага. Поэтому, вы щит Родины».
Мы были вдохновлены этими словами, горды предназначением, которое возложила на нас наша страна. Мы уже тогда были готовы без колебаний вступить с агрессором в бой и отдать свои жизни за ее свободу и независимость.
Большое внимание уделялось боевой подготовке. Буквально через неделю по прибытии на учебный пункт нас повезли на стрельбище. Выдали по четыре патрона на автомат. Один выстрел был пристрелочный, остальные три – контрольные. И там мы продемонстрировали, кто такие солдаты из Калмыкии. Из 600 бойцов учебного пункта феноменальный результат показал мой однополчанин и земляк Костя Манжиков (светлая ему память), выбивший 30 очков из 30! Мне удалось выбить 29! Перед строем в торжественной обстановке нам объявили благодарность начальника учебного пункта майора Тушина.
Большое внимание уделялось физической подготовке. Раз в неделю бегали 10-километровые кроссы. Периодически совершали двухдневные 70-километровые переходы. По этому поводу нам командиры внушали: «Пограничник должен стрелять, как ковбой, а бегать – как его лошадь».
Служба была трудная. Потому что, если остальные войска ходят на охрану объектов в лучшем случае на вторые сутки, то мы находились на постах бессменно, 24 часа в сутки. Я был старшим пограничного наряда, в обязанности которого входил контроль 3,5 км участка советской границы. В состав группы также входили кинолог и РЛС-ник (радист), осуществлявший связь с заставой. Я по совместительству был и старшим водителем отделения. Мы приезжали на свою территорию, за которую отвечали головой. Ни туда, ни сюда не должен был пройти ни один человек.
У нас были свои порядки. Например, отсчет новых суток вели с 20.00. Иными словами, 28 мая начиналось 27 мая с 20.00, потому как в это время проходил боевой расчет и для нас начинались следующие сутки.
На заставе от солдат требовалась предельная концентрация. В любое время дня и ночи после срабатывания сирены надлежало выехать на место происшествия в течение трех минут. Причем группы одновременно осуществляли заслон с обеих сторон, чтобы у нарушителя не было шанса уйти. Однажды мне довелось участвовать в задержании нарушителя. Это был курд из повстанческой армии Курдистана. Как выяснилось позже, он хотел совершить теракт в нашей стране и вернуться назад...
Прошло много лет с той поры, но я хорошо помню всех командиров – лейтенанта Гузова, старшего лейтенанта Катькало, начальника заставы майора Сидорова.
Служба подарила мне много друзей, среди которых Анзор Шублаков из Кабардино-Балкарии, чеченец Асланбек Гериханов, армянин Герванд Акопян, табасаранец Надир Абдуллаев и многие другие, ну и, конечно, мои земляки Саша Боровских, Костя Манжиков, Доржик Ользеев, Слава Анжиров, Баатр Ильджиев, Санал Даваев, Вадим Очаев, Виктор Борлыков и Юра Кавдалов. Несмотря на то, что с той поры минуло 35 лет, мы до сих пор поддерживаем связь друг с другом.
Иногда мне снится погранзастава. Я давно хотел попасть туда, вспомнить былое, но как-то не получалось. И наконец в прошлом году я с группой однополчан-земляков осуществил задуманное: побывал в Армении, посетил заставу. К сожалению, она разрушена. Я рассказывал местным жителям, что служил там, показывал, где находились казармы, столовая, баня, клуб и другие строения...
Служба в погранвойсках была насыщенной. Она воспитала в нас чувство долга и патриотизм, умение работать в коллективе и защищать Родину.
С Днем пограничника, друзья!
Зольван БЮРЧИЕВ, депутат Целинного РМО На снимке: однополчане Зольван Бюрчиев и Анзор Шублаков