Шакур-лама: штрихи к портрету

22-06-2024, 13:32 | История

Одной из самых интересных и при этом малоизученных политических личностей в калмыцкой истории первой половины XVIII века является Шакур-лама. Как духовное лицо он занимал высокое положение и был активным участником многих важных исторических событий, происходивших в Калмыцком ханстве.
О некоторых из них, известный переводчик и историк В. Бакунин, как очевидец, подробно рассказал в своем историческом труде «Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев».


Происхождение и становление.
По своему происхождению Шакур-лама был торгутом из Табун-Отокова улуса, который в XVIII веке принадлежал нойону Доржи Назарову и его детям – Лубжи и Баю. По социальному положению Шакур-лама был зайсангом. В десятилетнем возрасте он был направлен родственниками в Тибет для религиозного образования.
В Тибете в монастыре Дрепунг он обучался тибетскому языку и другим предметам, которые преподавали будущим служителям. Завершив учебу, он стал ламой в тибетском монастыре по названию Шакур и губернатором провинции, которая этому монастырю подчинялась.
В 1718 году, спустя 20 лет, Шакур-лама вернулся в калмыцкие улусы по приглашению хана Аюки. Хан принял его с большими почестями и отдал во владение большой калмыцкий улус Шабинер в четыре тысячи кибиток.

Высшее духовное лицо
10 сентября 1735 года недалеко от Царицына под руководством Шакур-ламы состоялась церемония возведения Черен Дондука на ханский престол.
Черен Дондук к тому времени уже имел титул хана, который он получил по указу императрицы Анны Иоанновны от 17 февраля 1731 года. Эта процедура прошла довольно скромно. 1 мая 1731 года астраханский губернатор Иван Измайлов встретился с Черен Дондуком, взял с него присягу, передал знаки на ханство и объявил ханом в присутствии Шакур-ламы и знатных зайсангов.
Совершенно по-другому В. Бакунин описал церемониал передачи Черен Дондуку грамоты от Далай-ламы, в которой он признается калмыцким ханом. Многих поразили масштабы торжественного мероприятия, которое было проведено под руководством Шакур-ламы по канонам буддийской церкви. По мнению Бакунина, подобного торжества русские и калмыки в калмыцких степях никогда ранее не видели.

Крупный владелец.
Политический портрет Шакур-ламы дополняют его письма, которые хранятся в БУ РК «Национальный архив». В переписке с астраханскими властями Шакур-лама выступает также в качестве калмыцкого владельца, который со своими людьми кочует в поисках пастбищ для скота. Сначала он кочевал с ханом Аюкой, а после его смерти – с его сыном Черен Дондуком.
В письмах Шакур-лама часто высказывал неудовольствие по поводу случаев грабежа его улусов, угона скота и пропажи людей. Сохранение людей и скота – одна из главных забот Шакур-ламы как владельца.
Вот перевод одного из таких писем: «От Шакур-ламы подполковнику письмо. Причина подачи письма Василию Пахомовичу [Беклемишеву]. Русские, [находящиеся] у моста, захватили наш скот: двенадцать лошадей, четыре верблюда, четыре коровы, [также] женщину с детьми. [Неоднократно] посылали людей к ним с просьбой, чтобы вернули наш скот. В ответ [они] обещают вернуть сегодня-завтра, однако [до сих пор] не вернули. По этому поводу быстро дайте ответ» (Перевод профессора КалмГУ им. Б.Б. Городовикова Д. Сусеевой).

Военачальник.
Несмотря на свой духовный сан, при возникновении военной угрозы со стороны общего противника Шакур-лама вместе с другими владельцами принимал активное участие в военных походах в качестве военачальника, возглавлявшего отряд из своих подданных.
Например, осенью 1726 года Шакур-лама со своими людьми участвовал в разгроме объединенного 10-тысячного войска киргис-кайсаков Малой и Средней орды, которые внезапно напали на калмыков, находившихся на луговой стороне Волги. Враги разорили улус владельца Лубжи Назарова, убили мужчин, а женщин и детей захватили в плен, весь скот увели.
Узнав об этом, наместник ханства Черен Дондук, его брат Галдан Данжин, Шакур-лама, владельцы Доржи Назаров, Дондук Омбо и Дондук Даши, быстро собрав 20-тысячное войско, бросились в погоню за неприятелем. Калмыкам удалось часть врагов загнать в морские косы и там их перебить и потопить. Всех остальных киргис-кайсаков удалось догнать еще до реки Яик и всеми силами атаковать. После кровопролитных атак и 4-дневной осады калмыки вернули своих женщин, детей и весь скот.
Уцелевших врагов отпустили, оставив им по одной лошади и взяв слово на калмыков не нападать и сохранять мир, пока родившийся младенец не достигнет возраста, когда сможет сесть на лошадь и сайдаком владеть.

Политик.
Шакур-лама стремился сохранять единство Калмыцкого ханства и укреплять единовластие (власть хана). Этими принципами он руководствовался во всех конкретных делах, которые ему приходилось выполнять при хане Аюке и наместнике Черен Дондуке.
Когда по поводу наследства обострились отношения Аюки с внуком Дасангом, сыном Чагдоржапа, то в качестве ханского посланника к внуку был отправлен именно Шакур-лама. Он должен был уговорить Дасанга приехать к деду для переговоров, ничего не опасаясь. Доверяя авторитету Шакур-ламы, Дасанг прибыл к хану Аюке.
Шакур-лама также часто выступал в роли посредника между астраханским губернатором А. Волынским и калмыцкими владельцами. Например, по поручению губернатора Шакур-лама во время междоусобицы уговорил одного из мятежников – владельца Дондук Даши (сына Чагдоржапа) приехать к губернатору с повинной и обещанием «впредь того не чинить». Впоследствии, в 1741-1761 гг., Дондук Даши был калмыцким ханом.
Также благодаря стараниям Шакур-ламы и некоторых ханских зайсангов удалось отговорить ханшу Дарму Балу с подвластными ей калмыками от ухода в Джунгарию.
Деятельность Шакур-ламы была положительно оценена царским правительством. Оценка была дана одновременно с признанием Черен Дондука наместником калмыцкого ханства. В указе от 22 февраля 1725 года и «посланных при том грамотах Ее Императорского величества к наместнику ханства Черен Дондуку и к ханше Дарме Бале» сообщалось о назначении им годового жалованья. Там же говорилось, что грамота с похвалою за службу отправлена и Шакур-ламе и к ней –жалованье 200 червонных и на 600 рублей мягкой рухляди.
Эрдни САРАНГОВ.