Почему калмыков мало?

21-10-2024, 16:49 | Общество

Малочисленность калмыцкого народа – вопрос, волнующий многих. Когда речь заходит о численности калмыков, многие сразу вспоминают о трагических страницах истории: депортация, высылка, Сибирь. Но является ли это единственной причиной снижения их численности? К сожалению, нет.

По официальным данным переписи 1897 года, численность калмыков составляла от 190 до 200 тыс. человек. Однако Гражданская война, начавшаяся в 1917 году, изменила этот ландшафт. По свидетельствам исследователей, количество калмыков снизилось почти вдвое всего за два десятилетия!
Известный русский писатель Иван Бунин писал: «Погиб целый народ - калмыки… на моих глазах произошла почти полная гибель этого несчастного племени…». В его описании отражены страдания и лишения, пережитые калмыками в этот период, – голод, разруха и эпидемии. Это время стало катастрофой для народа, который на протяжении веков искал свое место в мире.
Закончилась война, начинается мирное время, но оно не приносит покоя. По оценкам историков, только в результате Гражданской войны и последующего террора погибло более половины общей численности степного народа.
Следующим трагическим событием, которое драматически повлияло на численность калмыков, стал голод, охвативший Поволжье в начале 1920-х. Это один из самых темных периодов в истории народа. По официальным данным, к марту 1922 года 98% населения Калмыцкой автономной области признали голодающим. Антон Амур-Санан в своих заметках о голоде категоричен: «Калмыцкий народ переживает черные дни вымирания. Он находится на краю полной гибели». Ситуация достигла критической точки: «Дети умирают от голода, взрослые настолько обессилены, что не могут подняться на ноги». Голод не только уменьшал численность народа, но и разрушал основы его жизни. К тому времени, по различным оценкам, от 71 до 72 тыс. калмыков стали жертвами голодной разрухи. И снова: оставшаяся после Гражданской войны половина народа сократилась еще в 2 раза.
Следующий горький этап в трагической судьбе калмыков – это голод 1932-1934 годов, еще одно ужасное испытание. Точные данные о жертвах той катастрофы отсутствуют, но приблизительные оценки указывают на 14,4 тыс. погибших в Калмыцкой автономной области. Такой массовый голод отразился не только на физическом состоянии народа, но и на его духовной жизни, так как многие представители калмыцкой интеллигенции, политической элиты и духовенства были репрессированы и уничтожены. Хурулы и культурные символы также пострадали – бытие народа преображалось в тень.
Эти события оставили глубокий след в исторической памяти калмыков и обезглавили сообщество, оторвав от культурных истоков.
Завершая список трагедий, мы не можем не упомянуть о Великой Отечественной войне и последовавшей в 1943 году депортации калмыков. Согласно переписи 1939 года, численность калмыков в РСФСР составляла 129,8 тыс. человек. Однако после депортации в 1950 году на учете в органах НКВД числилось всего лишь 77,9 тыс. калмыков, включая и тех, кто родился в ссылке. Это число ярко демонстрирует тот факт, что в условиях ссылки калмыки по сравнению с другими братьями по несчастью находились в более суровых условиях. Отсюда масштабы утраты и культурного, и физического присутствия народа.
Справедливости ради следует отметить, что в послесибирский период наметился рост калмыцкого населения, тогда в каждой семье было приблизительно по 5-6 детей. Но затем этот рост прекратился, а вскоре и вовсе наступил регресс. Сейчас в семьях воспитываются в среднем 1-2 ребенка. В итоге – калмыки до сих пор не достигли своей дореволюционной численности.
В этой связи обратим внимание на динамику роста других народов, например, киргизов и тувинцев, которые, несмотря на небольшое количество в начале XX века, потом значительно увеличили свою численность. Например, в 1897 году киргизов, как и калмыков, насчитывалось 200 тысяч, сейчас их более 4 миллионов. Эти народы были выбраны в качестве примера, потому что они имеют схожие традиции и уклад жизни. Думается, что калмыков было бы примерно столько же, сколько и киргизов, не коснись нас Гражданская война, голод, репрессии и депортация…
Увеличение численности калмыков и поддержание их культурной идентичности являются первостепенными задачами по возрождению народа. Их решение требует комплексного подхода, который включает в себя социальную, экономическую, образовательную и культурную политику. И участие в них самих калмыков, их инициатив и права голоса играют ключевую роль. Стратегии по увеличению численности населения должны осуществляться с учетом традиций и культурных особенностей, обеспечивая гармоничное развитие народа.

Василий ШАКУЕВ