Несколько эпизодов из жизни Николая Мушаева

26-11-2024, 13:03 | Память

Сегодня 49 дней, как не стало Николая Мушаева, который оставил заметный след в судьбе многих людей. Он был человеком, которому можно было довериться.
Николай Мушаев занимал различные должности и в целом работал успешно. И все же я не сказал бы, что административная деятельность составляла сильную сторону его личности, хотя он отличался открытостью, готовностью помочь людям. Родители его, сельские жители, сумели воспитать в нем четкие представления о совести, линии поведения в личной жизни и обществе. Они сами были так воспитаны, когда нравственный облик человека определялся его верностью критериям порядочности. Он часто советовался с ветеранами, известной учительницей Александрой Боктаевой, кузнецом Иваном Чалиевым.
Я много раз наблюдал у Николая проявления национального воспитания. Слово ичкевт – стыдно – для него, в отличие от его многих коллег, не было пустым звуком. Не зря его имя не связано ни с одним коррупционным скандалом.
Многое в его характере также определялось уличным воспитанием, важным условием которого являлось непременное соблюдение понятия чести и отваги. Однажды в конце юбилейного застолья один чиновник стал словесно задирать Николая. Он, улыбаясь, отвечал ему тем же. Когда же оппонент перешел грань дозволенного, Николай предложил: смотрю, ты никак не успокоишься, давай перейдем к действиям, кто устоит, тот и победит в дискуссии. Зарвавшийся буян предпочел замолчать.
В конце девяностых годов Николай продолжил учебу в одном из экономических вузов Санкт-Петербурга. В январе 1999 года после успешной сдачи очередной экзаменационной сессии он вернулся в Элисту. Здесь его неожиданно попросили написать заявление о добровольной отставке. Причина: отсутствие на парламентских слушаниях по бюджету текущего года. Он попытался объяснить, что находился в официальном отпуске. Ему ответили, что таково решение шефа.
Месяца через два стала известна истинная причина отставки. Дело в том, что за несколько месяцев до этого проходили выборы в парламент республики. Территориальная комиссия одного из округов находилась в Комсомольском. Несколько кандидатов в депутаты подали в Центризбирком жалобу с подробным указанием многочисленных нарушений, допущенных в ходе выборов. Тогдашний секретарь Центризбиркома склонялся к тому, чтобы в целом отменить выборы по Восточному округу. В этом случае теряли позиции те, кто вынашивал планы собственного благополучия. И в этой ситуации решили пожертвовать главой района, все нарушения свалить на его голову.
Николай Мушаев, как глава района, конечно, допускал компромиссы, но по характеру был человеком далеким от интриг. Лично он никогда не решился бы на подтасовку результатов голосования.
Узнав о настоящих причинах своей отставки, он обратился к руководству с коротким заявлением. И вскоре ему предложили должность руководителя Судебного департамента при Верховном суде России в Республике Калмыкия. Он активно включился в работу, занялся оснащением современной материально-технической базы судов различных уровней, строительством и ремонтом их зданий. Его деятельность заметили в Москве, присвоили высокое звание.
Говорят, кто не умеет творить добро, тот копит зло. Успех Николая не давал покоя его недругам. Узнав о дате его очередной командировки в Москву, они сообщили на пост автоинспекции в Волгограде, что такая-то машина везет якобы незаконно выловленную рыбу. Машину остановили и при осмотре действительно обнаружили рыбу (весом около 9 кг) без надлежащих документов. В газете «Московский комсомолец» появилась информация, что начальник калмыцкого судебного департамента попался на незаконном вывозе рыбы. Николай подал в отставку. Так завершилась его служебная карьера.
На людях он старался держаться бодро, но переживания не отпускали его и в конце концов обернулись сердечной недостаточностью. О своих недругах никогда не говорил зло, скорее, удивлялся: что же им неймется? Тем более, что тем недолго пришлось наслаждаться плодами своего грязного поступка – подвела профессиональная несостоятельность.
Николай жил широкими интересами. Так, пользовался малейшей возможностью разузнать какие-либо сведения о своих предках, местностях, где они жили. Не раз расспрашивал нашу мать о родном деде, уточняя его происхождение и родственные связи. Я ему советовал переписать диктофонную запись на бумагу, не знаю, сделал он это или нет.
Он пригласил известного российского художника и скульптора Дмитрия Шаховского в п. Комсомольский, предложил создать памятник Мазан-баатру и памятное сооружение в старом Улан-Холе. Дмитрий Михайлович разработал интересные проекты, но их осуществлению сначала помешал дефолт, затем и отставка Николая.
В другой раз пожелал вместе поехать в Переделкино на встречу с Семеном Липкиным. Во время беседы неожиданно поинтересовался у поэта: как живет Нина Степановна? Семен Израилевич встрепенулся: вы ее знали? Речь шла о первой жене поэта. Николай ответил: нет, ее имя помню из публикаций Василия. Мы все дружно рассмеялись.
Однажды в Артезиане мы с ним увидели по телевизору одну рекламу. Житель Чукотки, рекламируя товар, коротко сказал «однако, хорошо», что прозвучало неожиданно ярко. Позже, на вопрос, как дела, Николай нередко отвечал: однако, ничего!
Надеюсь, сегодня многие светло вспомнят Николая Мушаева.
Василий Церенов