Каким должен быть педагог XXI века...

Сегодня, 13:12 | Общество

Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования – одно из старейших учреждений образования в Калмыкии. Система повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Республики Калмыкия прошла долгий и сложный путь своего становления. Сегодня РИПКРО отмечает свой 85-летний юбилей.
История института начинается с 1938 года, когда по постановлению Совета Народных Комиссаров Калмыцкой АССР от 16 декабря 1938 года был создан Институт усовершенствования учителей (ИУУ). Но до этого события необходимо было организовать работу по ликвидации неграмотности, политической и культурной отсталости людей, важно было решить вопрос о подготовке педагогических кадров для калмыцких школ. По данным архивных источников, в мае 1919 года в Калмыкии было всего 33 школы и 3 пансиона, в которых обучались около 2 тысяч учеников и работали 74 учителя. Из-за тяжелых условий труда и незнания калмыцкого языка учителя в хотонах долго не задерживались. Школ и учителей в стране катастрофически не хватало. 26 декабря 1919 года Сонаркомом РСФСР был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Как и по всей стране, в калмыцкой степи началась работа по ликвидации неграмотности - «культштурм». В специальных кибитках, которые называли «улан гер» («красная кибитка»), открывали пункты обучения грамотности. Параллельно с мероприятиями по ликвидации неграмотности была начата ускоренная подготовка учителей для калмыцких школ. Учителя чаще всего были русской национальности, а дети – калмыки плохо говорили или совсем не знали русского языка. В 1920 году с целью подготовки педагогических кадров в Астрахани были созданы двухгодичные курсы для Калмыцкой автономной области. Для слушателей курсов повышения квалификации приглашались известные ученые - востоковеды Б.Я. Владимирцов и В.Л. Котвич из Петроградского университета, по вопросам естествознания - эмбриолог Г.А. Шмидт из Астраханского университета. Повышать квалификацию учителя продолжали ездить на краткосрочные курсы в Астрахань.
В 1920 – 1930-х годах подготовкой учительских кадров занимался отдел народного образования ЦИК Калмыцкой автономной области, а с 1935 года – Народный комиссариат просвещения Калмыцкой АССР. В 1938 году на базе методического кабинета Наркомпроса КАССР был создан институт усовершенствования учителей. Основными формами повышения квалификации были летние курсы, семинары, лекционные занятия, методические консультации. Работа института была прервана оккупацией Элисты с августа по декабрь 1942 года и вынужденной эвакуацией сотрудников института. Второй раз деятельность института была прекращена в 1943 году по причине депортации калмыцкого народа в Сибирь и ликвидации Калмыцкой автономии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Калмыцкая автономия была восстановлена в составе Ставропольского края, калмыкам было разрешено вернуться на родину. В Калмыкию возвращалась национальная интеллигенция, восстанавливалась подготовка учительских кадров. 29 июля 1958 года Калмыкия была вновь преобразована в Калмыцкую АССР. Перед отделом народного образования Калмыкии встали задачи организации обучения вновь прибывших детей калмыцкой национальности, подготовки и переподготовки учителей, в том числе учителей калмыцкого языка и литературы, по обеспечению учащихся учебниками родного языка. В мае 1957 года согласно решению Калмыцкого Областного Совета депутатов была возобновлена работа Областного института усовершенствования учителей в Элисте. Институт укомплектовали опытными преподавателями, среди которых были бывшие фронтовики, окончившие до войны Калмпедтехникум – П.М.Эрдниев, И.К. Илишкин, У.Э.Эрдниев, Д.А.Павлов и др. В августе 1957 года были организованы первые, после ссылки, курсы для учителей калмыцкого языка. В этот период отмечался возврат к национальной школе, что сохраняло особенность в образовательной сфере, так как образование позволяло нашему народу сохранить свою идентичность. Образование для калмыков имеет, наверное, сакральное значение. Ведь через образование человек раскрывает свои способности, формирует свои духовно-нравственные качества, получает достойное образование. Посредством образования передаются культурно-исторический опыт, обычаи и традиции народа.
Перед методистами института и учеными-лингвистами стояла важная задача: обеспечить школы учебниками по калмыцкому языку и литературе. Так, были разработаны учебники для 1 класса по родной речи «Үзглл», «Родная речь» Д. Павлова, «Родной язык», «Родная литература» для 6 класса Очирова У.У., методические сборники П.М. Эрдниева «О преподавании арифметики и начальной алгебры», создан русско-калмыцкий школьный словарь, методические пособия для учителей калмыцкого языка и другие. Уникальным опытом работы института усовершенствования учителей стала организация в 1958 – 1959-х годах краткосрочных курсов, по окончании которых слушатели получали квалификацию «учитель начальной школы». В числе тех, кто окончил эти курсы, была Клавдия Нигмяровна Васильева, известный в республике педагог, учитель географии. Оконова Улюмджи Джольджиковича (уроженец п. Шарнут), окончившего в 1941 году Мало-Дербетовскую школу (10 классов), участника Великой Отечественной войны, после возвращения из Сибири на родину, срочно вызвали в Элисту, в КалмОблоно и направили в ИУУ на двухмесячные курсы подготовки учителей начальных калмыцких классов в семилетних школах. Согласно Приказу Сарпинского районо от 12 августа 1957 года Оконов У.Д. был назначен учителем первого калмыцкого класса Донбассовской (Шарнутовской) семилетней школы.
В ноябре 1959 года состоялся съезд учителей Калмыкии, где были обозначены дальнейшие пути перестройки школы. В 1970-е годы при институте открылась лаборатория по апробации технологии УДЕ под руководством Эрдниева П.М., при ней функционировали творческие группы учителей начальных классов, математики, химии и биологии. Благодаря работе института, обобщался и распространялся опыт лучших педагогов республики: Р.Б.Харнаевой, Л.К.Горбаневой, Г.А.Хазыковой, Л.П.Номинхановой и др., апробировавших УДЕ. Методика УДЕ была взята на вооружение учителями во многих школах РСФСР и союзных республик. В 1964 году по инициативе министерства просвещения Калмыцкой АССР и ИУУ был проведен республиканский слет мастеров педагогического труда.
В начале 1970-х годов перед ИУУ была поставлена задача, связанная с улучшением контроля и руководства школой. С этой целью при институте был открыт кабинет руководящих кадров, и совместно с Калмыцким педагогическим институтом были организованы очно-заочные курсы переподготовки директоров средних и восьмилетних школ.
В 1980-е годы началось движение известных педагогов-новаторов страны. Единомышленники новой педагогики: С.Соловейчик, Ш.Амонашвили, В.Шаталов, А.Тубельский, С.Лысенкова, М.Щетинин, Б.Волков и др., выработали уникальный для того времени манифест «Педагогики сотрудничества», идеи которого актуальны и сегодня. У нас, в Калмыкии, опыт педагогов-новаторов, активно изучался на республиканских конференциях, семинарах, проводились мастер-классы.
Коллектив института в то время искал пути новых подходов в организации методической деятельности, привлекались к этой работе лучшие силы республики и страны. Институтом были организованы встречи с известными педагогами страны. Очень важными для слушателей были лекции доктора педагогических наук, профессора М.М.Поташника (кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России). Профессор МГПУ А.Н. Тубельский знакомил учителей с методикой формирования личности каждого ребенка.
В 1992 году ИУУ был реорганизован в республиканский Центр развития образования, который функционировал 5 лет. Как показало время, ликвидация Калмыцкого ИУУ была ошибочной. В 1996 году на базе ЦРО постановлением Правительства Республики Калмыкия был создан Республиканский институт повышения квалификации работников образования (КРИПКРО).
Калмыцкий РИПКРО стал продолжателем традиций института усовершенствования учителей, развивая систему повышения квалификации педагогов в современных условиях. Образовательная сеть республики имеет свои географические, демографические и экономические особенности: наличие малокомплектных школ, в которых обучаются до 40 детей, отдаленность сельских школ от районных центров, от столицы республики, учителя в основном совмещают преподавание нескольких предметов. Институт, конечно, учитывает эти особенности, поэтому обучение кадров также организуется на базе районных муниципальных объединений (РМО), на стажировочных площадках и пилотных городских школ. В последние годы среди педагогов возросла популярность дистанционных курсов, которые дают возможность каждому реализовать индивидуальную образовательную траекторию.
Творческой формой повышения квалификации стало и конкурсное движение педагогов. Стартовавший в 1990-е годы республиканский конкурс «Учитель года» стал значимым событием в деятельности КРИПКРО и для учителей всей республики. Конкурс «Педагог года Калмыкии» объединяет учителей, воспитателей, педагогов-психологов и мастеров системы среднего профессионального образования. На учебных площадках КРИПКРО делились своим опытом победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» Олег Парамонов, Андрей Успенский, Евгений Славгородский и др. Клуб «Постижение» объединяет молодых учителей республики. Основная задача клуба – оказание содействие росту их профессионального мастерства.
Сегодня в КРИПКРО реализуются программы дополнительного профессионального образования. Содержание реализуемых в институте программ дополнительного профессионального образования отражает требования ФГОС общего, дополнительного образования. В институте на протяжении многих лет успешно продолжают работать 8 предметных кафедр и 2 отдела по направлениям системы образования. Подразделения КРИПКРО успешно работают по таким направлениям, как воспитательный потенциал уроков, воспитание подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей, профилактика и коррекция трудностей в обучении, реализация целевой модели наставничества, применение электронных образовательных ресурсов на уроках. Обучение педагогов сегодня строится в соответствии с единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, выстроена единая система научно-методического пространства на основе сетевого взаимодействия.
В 2021 году в рамках федерального проекта «Образование», регионального проекта «Современная школа» открыто новое подразделение «Центр непрерывного повышения педагогического мастерства» (далее-ЦНППМ). Это новое подразделение института является динамичной методической системой, обеспечивающей возможности для современной адаптации педагогов к меняющимся условиям.
Институт сегодня является активным участником федеральных проектов. В 2022 году 18 школ Калмыкии вошли в апробацию федерального проекта «Школа Министерства просвещения России». В период с 2022 по 2024 годы 49 школ республики стали участниками проекта. На базе КРИПКРО 1173 педагогических работника прошли обучение по программе «Школа Министерства просвещения России: новые возможности для повышения качества образования». В 2024 году уже все общеобразовательные организации республики проходят автоматизированную самодиагностику по показателям проекта.
В начале 2024 года 13 общеобразовательных организаций республики стали пилотными школами федерального проекта «Комфортная школа». Цель проекта – повышение удовлетворенности комфортом и эффективностью образовательной среды всех участников образовательного процесса. Преподавателями института проводится адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами, обеспечивается методическое, организационное сопровождение школьных команд ШНОР. Одним из приоритетных направлений образовательной политики выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Институтом проводятся методические семинары для региональных, муниципальных и школьных команд. В рамках семинаров обсуждаются вопросы требований ФГОС по формированию функциональной грамотности в учебном процессе. Преподавателями института разработан сборник материалов по формированию естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии, финансовой грамотности в начальных классах, сборник диагностических работ для учителей русского языка и литературы, сборник материалов по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся при изучении раздела «Генетика».
Институт успешно проводит межрегиональные мероприятия: научно-практическая конференция «Креативность как ценность и цель художественного образования», форум с международным участием «Роль образования в трансляции культурного наследия и родных языков», ежегодный семинар-практикум «Подходы к проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС», межрегиональные Радонежские чтения «Вера и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». На региональных мероприятиях организована работа семинаров по реализации системы наставничества в Республике Калмыкия. На республиканских семинарах рассматриваются вопросы использования приемов технологии УДЕ Эрдниева П.М.
Сегодня «Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования» является многофункциональным учреждением дополнительного профессионального образования в республике, который осуществляет учебно-методическую, научно-методическую, организационно-методическую, экспертную и другие виды деятельности в соответствии с Уставом. Образовательная деятельность института лицензирована 64 образовательными программами повышения квалификации по 36 педагогическим специальностям
Благодаря усилиям и плодотворной творческой работе нескольких поколений сотрудников института накоплен большой опыт педагогической работы учителей республики. Так, неоценимый вклад в методическую копилку института внесли методисты старшего поколения: Конкаева Н.М., Выродова Т.Д., Тимошенкова А.В., Горяева Р.А., Белозерова Т.С., Тихонова А.Д., Шевенов Б.А., Менкенова М.Г., Заморина А.П., Даваева В.Э., Цеденова Л.Б., Педирова М.Т., Михайлова Л. А., Онтаева З.Х., Мухаринов В.А., Эрдниев Б.П., МенкееваЕ.Н., Абушаева Л.Б., Эрендженова Е.Л., Модункаева Л.М. И, конечно же, все талантливые педагоги, посвятившие свою жизнь учебной и методической работе, были и являются сегодня важнейшим ресурсом системы повышения квалификации республики. В организации слаженной работы института ключевую роль играют проректоры: Мушаева Б.Н., по учебно-методической работе, Антонова А.Г., кандидат педагогических наук, руководитель ЦНППМ.
Работой института в разные годы руководили известные в республике педагоги. Каждый из них внес вклад в развитие института и республиканской системы повышения квалификации педагогов. В 1938 году первым директором был назначен Зула Бембеевич Кендышев, в 1957-1958 гг. институтом руководил Дорджи Антонович Павлов, 1973-1975гг. – Бембя Сарангович Шалбуров, 1975- 1976 гг.- Анатолий Муканович Сангаджиев, 1977-1982гг. – Нина Бамбаевна Громова, 1982-1986гг. – Людмила Алексеевна Михайлова, 1987-1989гг.- Лилия Демьяновна Мунчинова, 1989-1992гг. - Николай Лиджиевич Нусхаев, 1992-1996гг. – Мамутова Людмила Дениевна.
С 1996 года по настоящее время работой института руководит Лилия Демьяновна Мунчинова (на снимке), заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, кандидат педагогических наук. Ректор так определяет основное направление деятельности института на ближайшие годы: «В настоящее время институтом проводится работа по поиску новых технологий, по применению в образовательном процессе информационно-коммуникационных и цифровых технологий, направленных на формирование современного педагога. Каким должен быть педагог XXI века? Мы считаем, что это должен быть человек, владеющий современными знаниями и компетенциями, он должен быть «навигатором» и «мотиватором» учебно-познавательной деятельности обучающихся. В решении этих задач и вижу миссию института».
Каким должен быть педагог XXI века...
Каким должен быть педагог XXI века...
Лилия Мунчинова, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук; Клара Дорджиева, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РК,
почетный гражданин РК