ВОЗВРАЩАТЬСЯ К СВОИМ КОРНЯМ
Сегодня в России с тревогой говорят о демографии. Ситуация удручающая и в Калмыкии: во многих сельских школах по 10-15 учеников, немало школ закрылось. Причины называют разные, в том числе и экономические: мол, рады бы иметь несколько детей, да вот как их содержать, учить. Хотя мы помним, что наши родители, пройдя суровую сибирскую жизнь, сумели родить по 6-7 и более детей. И жили в то время намного хуже, чем сейчас.
Журналистские дороги привели меня в п. Комсомольский, где я познакомился с молодым человеком удивительной судьбы – казахом Махамбетом Кибашевым. Он руководитель аппарата администрации Черноземельского районного муниципального образования. Очень грамотный, ответственный, исполнительный, дисциплинированный сотрудник и очень добрый, порядочный и отзывчивый человек, всегда готов прийти на помощь коллегам. Так сказали его знакомые.
Для многих людей некоренной национальности Калмыкия является родиной, не исключение казахи, которые веками кочевали рядом с нами. Всякое бывало в нашей бурной истории, не раз в средние века наши народы скрещивали сабли, и не раз казахам гибелью грозило на пике могущества Джунгарское ханство. Но судьбе было угодно сохраниться казахскому народу, и в ХХ веке родилась свободная и независимая Республика Казахстан. Я радуюсь за казахов и переживаю, когда там случаются конфликты, чтобы они не переросли в нечто большее. И ловлю себя на мысли, что эта боль моя за родственный и близкий нам народ. Копни дальше вглубь веков – и мы окажемся почти одним народом. Об этом и о многом другом, что нам понятно, говорил я с этим человеком приятной наружности, с доброй улыбкой и все больше проникался уважением.
Махамбет Кибашев – черноземелец, ачинеровец, согласитесь, звучит, как кетченеровец. Родился в Прикумском. Он крепко стоит на этой земле, глубоко врос в нее корнями. И расширил эти корни: у него пять детей. Он и жена Асима (родом из Туркестана, Казахстан) познакомились в 2009 году в Астане, где парень гостил у родственников. «Махаббат» («любовь» по-казахски) вспыхнула между молодыми людьми, и свадьба была на славу. Казахская свадебная песня «Той жэрэ» – кто не помнит ее? Она гремела в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. ВИА «Дос-Мукасан» и ребята сделали это чудо.
Казахи, как и калмыки, хорошо знают свою родословную, заглянем же и мы в эту древнюю и не написанную «книгу». Память хранит имена предков до седьмого колена, а то и далее.
Итак, деда звали Курумбай Хисамединович Лукбанов, он участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени и многих медалей. Отважный воин, сын калмыцкого и казахского народа прошел всю войну и закончил ее в Восточной Пруссии.
Родился он в 1924 году в Западно-Казахстанской области Казахской ССР в семье Кыстаубая и Дильды Бектасовых. Кроме него, в семье был старший сын Имангазы.
Бабушкой Курумбая была калмычка по имени Сувсн (в переводе с калмыцкого означает жемчужина). Кочевья казаха и калмыка были рядом, и они жили так дружно, что решили связать узами брака своих детей – Сувсн и Лукбана. Кроме того, обе семьи были очень состоятельными, родители выбирали равных себе. Не будем забывать, что это еще было царское время.
Калмычка Сувсн и Лукбан полюбили друг друга и жили дружно, не расставались и в тяжелые времена. Казахи часто брали в жены калмычек, бытовало поверье: «Хочешь иметь сыновей воинов – бери в жены калмычку». Не случайно почти все матери казахских ханов и султанов были калмычки (ойратки).
Родовая фамилия Лукбана была Бектасов. Стечение обстоятельств заставит потом сменить фамилию.
Сувсн родила сына, единственного наследника, которого назвали Кыстаубай. Парень вырос трудолюбивым и добрым человеком, был смел и ловок, отличный наездник, борец. Он продолжил дело отца и стал хорошим животноводом и крупным скотовладельцем. Любое дело спорилось в его руках. В его положении надо было иметь две жены, после первой жены Шукен он привел младшую – ее назвали в новой семье Дильда. Такой обычай существует до сих пор у калмыков и у казахов. Это Сувсн назвала невестку калмыцким именем Дильда.
От младшей и любимой жены Дильды Кыстаубай имел двух сыновей – старшего Имангазы и младшего Курумбая. Семья жила в хорошем достатке, но при этом родители заставляли сыновей трудиться, пасти отары овец, табуны лошадей, гурты коров. Смекалистые, закаленные суровой степной жизнью, братья умело развивали хозяйство. И, конечно, они представить не могли, что в далеком Петрограде скинули «белого царя», что революция в лице знакомых бедняков-байгушей с красными бантами и городских рабочих в кожаных тужурках ворвется в глухие степи. Началась насильственная коллективизация, и все добро, нажитое тяжелым трудом, пошло прахом.
Спасая свою семью от арестов и высылки в северные края, Кыстаубай с двумя женами и двумя маленькими сыновьями бросился бежать в сторону Калмыцкой степи – родины своей матери Сувсн. Но в районе довоенного совхоза «Улан туг» (ныне территории Прикумского СМО) преследователи настигли их и арестовали. Кыстаубая, которому было 35 лет, старшего 14-летнего сына Имангазы увезли назад, в Казахстан, для проведения следствия и суда над ними. Семилетнего Курумбая не тронули в связи с малолетством, оставили его маме и тетушке. Через много лет семья узнала, что Кыстаубая и Имангазы расстреляли в лиманных балках Астраханской области. За что? За то, что были богаты? За то, что своим трудом создавали, приумножали благосостояние семьи, которое было передано им предприимчивыми предками?
Оставшись без главы семьи, женщины перебрались в Ставропольский край, чтоб окончательно скрыть следы. Забыть о своем происхождении и спасти продолжателя рода – вот их главная задача. Тогда Дильда и тетя решают взять фамилию дальнего родственника Лукбанова и, выправив нужные бумаги, перебрались в Калмыкию. Маленький Курумбай учился работать, как его отец: став юношей, мог ухаживать за животными, водить отары овец, был хорошим наездником. Полупоходная степная жизнь тоже закаляла молодого парня, которого хорошо наставляли и воспитывали мать и тетя. В маленькой семье было принято скрывать свое прошлое, так как через каких-то знакомых они узнали, что все родственники в Джангалы (Казахстан) были репрессированы и многих уже нет в живых.
Началась Великая Отечественная война. В 1943 году Курумбая призывают на фронт, и он после небольшого обучения стал наводчиком танка. Отличные навыки охотника в степи и здесь пригодились: он четко наводил орудие на цель. В составе 3-го Белорусского фронта освобождал Польшу, воевал под Кенигсбергом, был ранен в ногу. Но после излечения вернулся на фронт, попал в другую часть, где возглавил отделение саперов. Домой вернулся спустя два года после Победы. «Домой» означало степь, между Ставропольем и Калмыкией, теперь это земли Ики-Бурульского района. Мама Дильда и тетя Шукен дождались единственного родного человека. Молитвы двух женщин дошли до Всевышнего.
В 1948 году бывший солдат встретил свою судьбу в лице молодой казашки Анастасии. Сыграли скромную свадьбу и назавтра уже вышли на работу в совхозе. Он носил тогда название «108-й», ныне «Хомутниковский». Через год семья переехала в совхоз «Черноземельский» Черноземельского района, где Курумбаю предложили возглавить гурт. Дело знакомое и привычное – ведь все предки были скотоводами.
Время было тяжелое, послевоенное. Основной костяк животноводов – калмыки были высланы из родных мест. Зачастую в сельском хозяйстве работали люди, не имевшие навыков ведения управления гуртами, отарами. И Курумбай Лукбанов был наставником и учителем для многих животноводов. Трудился он со своей Анастасией отменно: у него не было падежа, и он давал высокие привесы, так как отлично знал пастьбу, кормление животных. Это был животновод от природы. Еще в царское время его предки были лучшими скотоводами в Казахстане, наверное, в генах передали они любовь к животным, к степи. Настоящий степняк. Властями был осыпан наградами и грамотами. Анастасия Кабдышевна удостоена медали «За трудовую доблесть». Орден Трудового Красного знамени, медаль «За трудовую доблесть» украшали грудь передовика Лукбанова. А супруга имела еще медали «Материнская слава» 2-й и 3-й степеней.
Курумбай Хисамединович и Анастасия Кабдышевна родили и воспитали достойными гражданами и уважаемыми людьми восемь детей – пять дочерей и трех сыновей. Дочери, окончив вузы в Казахстане, возвращались домой, в Калмыкию. Кто-то из детей живет в Ачинерах, Комсомольском, иные уехали в Астраханскую область. Но никогда они не порывают связи с родиной – Калмыкией, Черноземельем.
Курумбая Хисамединовича не стало в 2003 году, его похоронили в Ачинерах. Нет в живых и Анастасии. Но род продолжается.
Начал я рассказ о предках Махамбета Мекетовича Кибашева. Теперь осталось довершить повествование о современной российской, казахской семье с калмыцкими корнями, глубоко местной и привязанной к нашей степи.
Отец его Мекет из Западного Казахстана, женился на дочери Курумбая – Лидии. Работал главным агрономом в Ачинерах, затем занимался фитомелиорацией в Управлении Черных земель и Кизлярских пастбищ. Мама – бухгалтер, экономист, почетный гражданин Черноземельского района, живет в Комсомольском.
Дополню семейный портрет. Человек важный – Асима, супруга Махамбета Кибашева. Асима Абдуразаковна – учитель английского языка, сейчас работает воспитателем в МКДОУ «Нарн». Она родом из Туркестана – города, который не раз становился камнем преткновения между казахами и джунгарами в XVII веке. (Куда ж без истории? Везде параллели.)
Асима – скромная, миловидная женщина, которая умеет великолепно печь, готовить разные блюда, шить, вышивать – словом, мастерица на все руки. На калмыцкие праздники Зул, Цаган Сар непременно готовит калмыцкие блюда, отдавая дань прабабушке Сувсн.
И еще она происходит из рода Торе. Этот род особо почитаем в Казахстане, родословная ведется от Чингисхана, его сына Джучи. Даже непререкаемый хан Джунгарии, взяв в плен Аблай-хана казахского, окружил его почетным караулом. Никто в том огромном азиатском кипящем котле не мог поднять руку на потомка «золотого рода».
Махамбет и Асима воспитывают прекрасных детей, за 14 лет супружества их у них пять: сыновья Айдан, Абылхаир, Тимур, Саян и дочь Айлин – «Лунный цветок» (на снимке - шестым племянник Анир).
Все сыновья получают отличную установку – жизненную, по мужской линии – спорт и хорошую учебу, по женской – культурную, умение слушать старших, помогать семье.
Старший сын Айдан – ученик Комсомольской средней школы, борец греко-римского стиля, призер республиканских турниров, и участвует в турнирах по калмыцкой борьбе на поясах. Вдобавок он один из лучших учеников по классу домбры в музыкальной школе им. Аркадия Манджиева.
Абылхаир – тоже школьник, борец греко-римского стиля, призер многих районных и республиканских соревнований, танцует в народном танцевальном ансамбле «Цецг».
Третий сын Тимур, конечно же, занимается борьбой, и у него весьма неплохие результаты, участвует в районных и республиканских турнирах.
Младшие Саян и Айлин – воспитанники детского сада «Торга».
Семья дружная, многодетная и молодая. Родители справляются. Нельзя сказать, что без особых хлопот, нет. Конечно, они есть, но когда в доме царит взаимная поддержка и помощь, то семейный корабль уверенно преодолевает все подводные рифы.
У них небольшое подсобное хозяйство в Прикумском: овцы, коровы, птица. В семье помнят, кем были предки-степняки: люди от земли, которые не только кормились от нее, это было занятием, образом жизни.
...Я начал с проблем демографии. Сложная проблема: страна, регионы, предприятия уже столкнулись с дефицитом трудовых ресурсов. Причин здесь много – явных, скрытых. Порой тревожных, когда не звонок звучит, а воет сирена. Целые села вырождаются. Я был на выпускном, где была одна выпускница, и ей не с кем было танцевать на школьном празднике. Три первоклассницы испуганно жались в классе, а взрослых дядей и теть, «понаехавших» из города, было в 10 раз больше. Лучше бы наоборот…
Все зависит от семьи. Если есть желание сохранить род, надо рожать детей. Это должно идти сознательно, почти инстинктивно. Возвращаться к своим корням. Как это сделала семья Махамбета Кибашева.
Менке КОНЕЕВ