НЕУГАСИМЫЙ СВЕТ БУДДЫ

21-01-2025, 10:23 | Общество

ПОЧЕМУ ЖЕ ВООБЩЕ ПОЯВИЛАСЬ ЭТА ДРАМА С ТАНКОЙ, КОТОРУЮ ПРИШЛОСЬ ПРЯТАТЬ И В ИТОГЕ РЕСТАВРИРОВАТЬ?
Чуть больше месяца назад в Калмыкии завершилась хеппи-эндом одна драматичная история. В Национальном музее РК им. Н.Н. Пальмова открылась экспозиция «Свет Майтрейи», центральным экспонатом которой стала уникальная танка «Майтрейя». Последние три года буддийская икона находилась на реставрации, и усилиями специалистов Всероссийского художественного научнореставрационного центра им. И.Э. Грабаря изображение Будды Майтрейи удалось отреставрировать.

Танка, которая в высоту достигает трех метров, является редким образцом буддийской живописи. Она была написана в середине 19 века. В 20-е годы 20 века, когда в Калмыкии стали уничтожаться буддийские храмы и атрибуты религии, танка чудом уцелела. В 1985 году семья Ункуровых из Городовиковского района передала изображение Будды Майтрейи в Национальный музей Калмыкии. И только три года назад буддийскую икону удалось отправить на реставрацию. Полотно танки за почти 200 лет стало потертым, тканевое обрамление ее местами расслоилось, провисло, нити начали расходиться. Фрагментарно осыпалась и минеральная краска, которая использовалась при создании буддийской иконы. Перед специалистами Центра им. И. Э. Грабаря стояли две за дачи: реставрация паспарту – тканевой основы танки и реставрация непосредственно изображения Будды Майтрейи – зеркала иконы. Набор операций, большинство из которых – очень тонкие, впечатляет даже своим перечнем, не говоря уже о времени и человеческих усилиях, затраченных на их выполнение. Демонтаж полотна, удаление нитей грубой штопки, обеспыливание, пробы на текучесть красок, ослабление пятен, промывка ткани, подбор реставрационных мате риалов, дублирование и укрепление ткани. И это мы пока говорим только о паспарту – основе танки. Непосредственно само изображение Будды Майтрейи – зеркало иконы – было деформировано, утратились нити основы, появились сквозные пятна, осыпалась краска и появились разрывы в несколько сантиметров. Реставраторы сумели удалить загрязнения, закрепить красочный слой, промыть ткань, укрепить места изломов, устранить разрывы и деформацию, восполнить грунт.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ.
Благодаря профессиональной работе реставраторов Калмыкия получила уникальное наследие – изображение Будды Майтрейи в том виде, который позволит хранить танку еще многие годы. В этой истории, как, наверное, это всегда и бывает, есть материальная и духовная стороны. Про материальную мы уже поговорили в предыдущем абзаце. Что касается духовной, то судьба этой буддийской танки выглядит как пример искупления вины. Вины за то, что предали собственные религиозные воззрения, что подвергли опасности символ своей веры. Даже ткань в основе своей сумела сохранить себя за все это время, с середины 19 века. А что же стало с человеческой душой? Будда Майтрейя – Будда Будущего – согласно учению буддизма придет в наш мир для спасения живых существ именно тогда, когда будут утрачены все постулаты буддийской философии. Для буддистов Будда Майтрейя является символом надежды и вдохновения, на поминанием о том, что даже во времена трудностей и разложения учения Буд ды всегда есть шанс на возрождение и спасение. Его изображения и представления используются для медитации и практик духовного развития с целью приближения к ценностям, которые он представляет. Многие из нас знают или имеют представление о том, что значит для буддистов Будда Майтрейя. Есть мнение, что ойраты пришли на Нижнюю Волгу именно потому, что, согласно предсказаниям, Будда Будущего придет в этот мир в северных землях, то есть, в землях современной Калмыкии. Доказать это, понятное дело, сложно с высоты 21 века. Но и опровергнуть – тоже сложно. Дело даже не в этом предсказании. Все те представления о Будде Будущего, которые известны нам, были известны и людям, нашим предкам, которые жили в 19 веке, жили в 20-е годы 20 века. Почему же вообще появилась эта драма с танкой, которую пришлось прятать и в итоге реставрировать? Можно спрогнозировать популярный ответ – так сложились исторические обстоятельства. Судить о деяниях других людей, особенно тех, кого уже давно нет, – послед нее дело. Нужно лишь вынести уроки из истории. НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК Все реставрационные мероприятия, проводимые с танкой 19 века, нужны были в конечном итоге не ей. Тут уже выше упоминалось об искуплении вины. Мы подвергли страданиям не только и даже не столько буддийскую икону. Наибольшие страдания испытали люди. «Свет Майтрейи» (так называется экс позиция в музее), свет Будды Будущего горел ярко, угасал, временами тускло мерцал в сердце каждого человека, так или иначе связанного с калмыцкой реальностью последних двух веков. Как непослушные ученики (не хочется сравнивать с разбегающимся стадом овец), мы забывали то, чему учили старшие поколения, разрушали то, что они строили до нас и для нас. Где-то когда-то свернули не туда. Затем вернулись к свету и получили эту буддийскую танку, как привет из прошлого. Как будто листали старый школьный дневник и обнаружили жирную «двойку». «Есть только два дня в году, когда вы ничего не сможете сделать. Один называется «вчера», а второй – «завтра», так что сегодня – подходящий день для того, чтобы любить, верить, действовать, и для того, чтобы жить», – это изречение Его Святейшества Далай-ламы XIV нужно помнить всегда. Особенно в периоды рефлексии. Нам сегодня предоставили возможность исправить ошибку прошлого, и очень хорошо, что удалось этой возможностью воспользоваться. Удалось сделать так, что ценный религиозный артефакт сегодня восстановлен. Наша задача – не допускать таких историй впредь, не пускать себя на затяжной исторический круг страданий, мучительно возвращаясь и собирая осколки прошлого. Лейтмотивом торжественного мероприятия, на котором была публично показана отреставрированная танка Будды Майтрейи, звучали слова о добром знаке для жителей Калмыкии. Да, подобные мысли неизбежно приходят в голову. Символ того, для чего мы вообще, возможно, пришли в нижневолжские степи, вновь радует нас. Свет Будды Будущего не угас, он по-прежнему жив в наших сердцах. Только хочется вновь повторить тезис о том, что современники написания данной буддийской иконы имели такие же представления о буддийском учении, как и мы сегодня. И это никак не спасло от разрушений храмов и молельных домов. Помнить об этом сегодня – значит уберечь от повторения истории. В Национальном музее РК им. Н.Н. Пальмова есть еще достаточно экспонатов, нуждающихся в реставрации. Среди них и буддийские иконы. Свет Майтрейи никогда не угасал и не пропадал, он всего лишь скрыт от нас. Каждому следует задуматься о силе и месте веры в себе. Если для того, чтобы обнаружить этот свет внутри себя, вам требуются такие инфоповоды, как реставрация ценной иконы, то не заходите ли вы на новый виток старой истории?
Сергей ТЕМИРОВ