С ГРАНАТОЙ БРОСИЛСЯ НА ТАНК

25-03-2025, 15:46 | Общество

В 1942 году Жора Лазарев, учившийся в одной из башантинских школ, писал сочинение на тему «Справедливая освободительная война». Эпиграфом взял фразу «Безумству храбрых поем мы песню!».

Он был очень патриотичным юношей. В сочинении были такие слова: «Я иду на смерть, потому что люблю жизнь. Я сын своего народа и готов вступить в бой мести, в смертельную схватку со злейшим врагом. Победа будет за нами!» За это сочинение юноша получил пятерку. В городовиковской школе, которую он окончил, имеются и другие документы, свидетельствующие о школьных годах Жоры: фотографии, его тетради, письма…
В семье Лазаревых первым погиб под Сталинградом старший сын Федор. Получив на него «похоронку», на фронт ушел отец. Через несколько дней добровольно отправился на войну и 18-летний Жора. Добровольцев из Башанты пешим маршем направили в Сальск. И их матери, в том числе мама Жоры Феодосия Ивановна, провожали своих дорогих сыновей семь десятков километров! И повернули домой только тогда, когда бодро шагающий отряд скрылся из виду за горизонтом. Это было в начале 1943 года. Можно только догадываться, какие мысли одолевали женщину, когда она провожала своего младшенького на войну...
В свое первое противостояние с немцами Жора вступил еще летом 1942-го, когда укатил бочку с бензином и спрятал ее в укромном месте от фашистов, оккупировавших Башанту. А когда советские войска освободили село, юноша с большой радостью передал им бочку с топливом. Офицер похвалил старшеклассника за патриотический поступок. А Жора ответил, что, дескать, это мелочь, и он ждет не дождется, когда и его призовут на фронт, вот тогда он им по-настоящему отомстит за брата и страдания советских людей.
Ну а в первый бой рядовой Лазарев вступил весной 1943 года на реке Миус. Бой был жарким, кровопролитным. В нем Георгий получил ранение, потом лечился в госпитале. После излечения был направлен в школу офицеров. В мае 1943 года, успешно сдав экзамены и получив звание лейтенанта, убыл на фронт. По пути отбил короткую телеграмму Феодосии Ивановне: «Мама, здравствуй! Уезжаю в действующую армию».
По прибытии в часть его сразу назначили старшим в группу караула. Ночью они дежурили у реки, на противоположном берегу которой располагались фашисты. Наши бойцы внимательно всматривались в речную даль. Долго ничего подозрительного не было. Но за полночь они увидели силуэт лодки, быстро и бесшумно приближающейся к их берегу. То была группа немецких разведчиков, перед которой стояла задача исследовать позиции советских подразделений. Лазарев дал команду никоим образом не выдавать себя движениями и звуками, быть готовым в любую секунду выполнить его приказ. А между тем ничего не подозревавшие лазутчики подплыли к берегу и стали высаживаться. Лазарев негромко скомандовал: «Окружить группу!» Бойцы быстро выполнили приказ командира. Лейтенант громко крикнул немцам, чтобы они сдавались. Но фашисты в ответ открыли огонь. К счастью, их пули никого не задели. «Огонь!» – приказал Георгий. В коротком бою вся диверсионная группа немцев была уничтожена. За выполнение этого боевого задания лейтенант был представлен к ордену Красной Звезды. Но Георгий не написал матери о полученной награде.
С 20 по 29 августа 1944 года Георгий Лазарев участвовал в Ясско-Кишинёвской операции. 20 августа при прорыве оборонительной полосы противника в районе села Чобручи (Молдавия) гвардии лейтенант Лазарев, невзирая на сильный артиллерийский и минометно-пулеметный огонь противника, вместе со своим взводом первым ворвался в траншеи противника. В бою по очищению траншей он уничтожил две пулеметные точки, препятствовавшие продвижению роты вперед, преодолел три линии траншей и первым вышел на юго-восточную окраину села Чобручи. За день боя его взвод уничтожил свыше 25 гитлеровцев и взял в плен 10 вражеских солдат, при этом сам гвардии лейтенант Лазарев лично уничтожил 6 гитлеровских солдат и офицеров.
Затем он в составе своего подразделения принимал участие в освобождении от фашистов стран восточной Европы – Югославии, Болгарии, Румынии.
Кстати, однополчане Георгия до самой кончины Феодосии Ивановны писали ей о том, каким был ее сын. Вот письмо сослуживца Василия Бурова: «Уважаемая Феодосия Ивановна! Перед боем встретился с вашим сыном Георгием. Он дал мне трофейный пистолет и сказал: «Возьми на память, может быть, убьют меня, будешь драться за двоих. Я спросил: «Ты что, к гибели готовишься? Пусть фашисты гибнут, а нам с тобой домой в Россию надо возвращаться». Мы помолчали, и вдруг недалеко разорвался снаряд. Оглушенные взрывом, мы отряхивали пыль с шинелей. А потом он сказал: для нас с тобой еще пули не отлили. Через час-полтора начался бой. Его последний бой».
Когда раздалась команда: «К бою!», взвод лейтенанта Лазарева занял боевые позиции. Затем по всему фронту прозвучал приказ: «Гвардейцы, вперед!» И тут же находившиеся в окопах бойцы и командиры, как один, в едином порыве бросились на врага с криками «ура». Лавина советских солдат, сминая заграждения врага, неумолимо продвигалась вперед. Взвод лейтенанта Лазарева первым достиг траншей противника и вступил в рукопашный бой.
Рукопашный бой – это самый страшный и беспощадный поединок на войне. Люди, точно звери, набрасываются друг на друга, в ход идут ножи, штыки и саперные лопатки, душат руками или впиваются зубами в горло противнику...
Фронтовичка Юлия Друнина посвятила рукопашному бою стихотворение, в котором есть такие строки:
«Я только раз видала
рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне
не страшно,
Тот ничего не знает о войне».
Фашисты не выдержали яростного напора советских солдат и обратились в бегство.
В результате ожесточенного боя полк Лазарева занял стратегически важный опорный пункт перед железнодорожным полотном, за которым располагался венгерский город Надькереш. Поступила команда занять боевые позиции, готовиться к контратаке врага. Как и ожидалось, вскоре враг перешел в контрнаступление. Бронебойщикам приказали занять боевые позиции. Лазарев прокричал товарищам: «Братцы, будем стоять до конца!».
По всей линии наступления на позиции красноармейцев надвигались тридцать танков с пехотой. На участок, который защищал взвод Лазарева, катились восемь танков. Они были все ближе и ближе, Лазарев уже видел желто-черные кресты на бронированных машинах. Комвзвода уже собрался дать команду открыть огонь, как над головами его солдат стали со свистом пролетать снаряды со стороны советских подразделений. Эта наша артиллерия била по надвигавшимся немецким танкам. Лазарев видел, как вспыхнули факелами три из них. И тут вдарили по фашистским «тиграм» бронебойщики взвода. Загорелся головной танк врага.
Увлеченный ходом боя Лазарев, несколько раз прокричал: «Огонь!», но выстрелов не последовало. Он оглянулся назад и увидел около своих ПТР убитых бронебойщиков Горобца и Буренко. Лейтенант быстро поднял ПТР и сам открыл огонь по машинам фашистов. Тремя точными выстрелами он поджег три танка из трех. Но третий, несмотря на попадание, продолжал двигаться к переезду, который нужно было отстоять во что бы то ни стало. Броню не могли пробить патроны противотанкового ружья.
Лазарев снял каску, взял в правую руку противотанковую гранату, в другую – связку гранат и, выйдя из окопа, быстро пошел навстречу танку. Когда бронированная машина подошла близко, лейтенант кинул в нее гранату. Прогремел взрыв, но танк продолжал наезжать на Георгия. И тогда офицер бросился под танк со связкой гранат. Прогремел мощный взрыв, унесший жизнь героя из калмыцких степей. Но и вражеский танк не прошел...
Стоя у гроба боевого товарища, красноармейцы клялись отомстить врагу за гибель своего отважного командира. Затем они отправили письмо Феодосии Ивановне. Они, в частности, писали: «Завершая полное освобождение венгерской земли от фашистской нечисти, комсомольцы нашего подразделения с честью выполняют свою клятву. Взвод, которым командовал ваш сын, в том бою уничтожил 54 фашиста и взял в плен 170 солдат и офицеров немцев. Мы, комсомольцы, клянемся вам, Феодосия Ивановна, а в вашем лице всем матерям нашей Родины, что беспощадно отомстим немецким палачам за боль ваших сердец, за ваши преждевременные седины. За павших в открытом бою и в застенках фашистских лагерей смерти. Мы выполним священный наказ Родины, добъем врага в собственной берлоге! Мы водрузим знамя победы над Берлином!».
Подписали это письмо комсомольцы взвода Тайгузин, Поправщенко, Повод и Лазоренко, видевшие подвиг Георгия Лазарева, совершенный 30 октября 1944 года.
О подвиге уроженца Калмыкии вскоре узнала вся страна из статей во фронтовых газетах под заголовками: «С гранатой против танка», «Я учился у Лазарева» и др.
24 марта 1945 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении лейтенанту Георгию Меркурьевичу Лазареву звания Героя Советского Союза.
Имя Героя увековечено в названиях улиц и школ, в музейных экспозициях, посвященных его подвигу. Георгий Лазарев является примером героизма и патриотизма, вдохновляющим будущие поколения.
Василий ШАКУЕВ