Командир танка Дорджи-Гаря Бичачиев

Вчера, 15:08 | Общество

Теплый сентябрь 1942 года. Бескрайняя калмыцкая степь опалена военными сражениями под Хулхутой, фашистские полчища стремятся к Астрахани, чтобы потом захватить Закавказье и оставить Красную Армию без нефти и бензина.

На окраине поселка Олинг, что недалеко от Яшкуля, останавливается военная машина, из которой легко выпрыгивает молодой водитель танка Дорджи-Гаря Бичачиев. Он подбегает к небольшому домику родных, которых не видел уже много лет. На пороге бабушка, которая его воспитывала. Увидев внука, она не верит своим глазам: «Дорджи-Гаря, родной мой, ты ли это? Или мне снится?».
– Нет, не снится, бабушка! Как же долго я вас не видел! В мыслях я все время мечтал об этой встрече.
– Заходи в дом, попей калмыцкий чай, давно, наверное, его не пробовал, – поторопила бабушка.
Дорджи-Гаря зашел в дом, поздоровался с родственниками, которые уже услышали о его приезде.Они не видели своего возмужавшего внука и племянника с 1940 года, когда Дорджи-Гаря ушел в армию. «Ну, как ты? Рассказывай, надолго?» – с нетерпением спрашивали они. И еще хотели узнать, не встречался ли он на фронте с их близкими.
– Я ненадолго, на побывку командир отпустил. Наш 555-й танковый батальон участвовал в сражении под Хулхутой. Там мой экипаж отличился, поэтому я здесь. Никого из близких на фронте не довелось встретить, – объяснял Дорджи-Гаря, отхлебывая из пиалы горячий чай.
В следующий раз он встретился с родными уже в Сибири, после того, как советский народ отпраздновал великую Победу в незабываемом мае 1945 года. Хотелось бы коротко рассказать биографию отважного и находчивого офицера.
Командир танка «Т-34», участник Сталинградской битвы, яшкулянин Дорджи-Гаря Бичачиев родился 7 ноября 1918 года. Время было тяжелое, старая жизнь рушилась, началась Гражданская война, которая принесла опустошение в калмыцкие степи. Дорджи-Гаря вырос трудолюбивым, тянущимся к знаниям парнем. По примеру родителей и родственников хотел работать в сельском хозяйстве. Поэтому был очень рад, когда после семилетки поступил в Башантинский совхоз-техникум. Годы учебы пролетели быстро. Дорджи-Гаря стал дипломированным специалистом.
Он был очень общительным, энергичным молодым человеком. Эти черты характера Дорджи-Гаря сохранил на всю жизнь, хотя вынес на своих молодых, еще не окрепших плечах все тяготы войны. Он был рад получить диплом, думал о том, как будет работать в Яшкуле и помогать родственникам. Но поработать по специальности он смог только после войны.
В 1940 году его призвали на срочную службу. В армии нужны сведущие в технике парни. Будущий офицер Бичачиев попал в военную часть в Белоруссии. Наш земляк смог быстро привыкнуть к новой обстановке, не пропускал ни одного слова командира, старался стать хорошим бойцом, потому что время было тревожное – в Европе поднимал голову фашизм.
Дорджи-Гаря как будто знал, что скоро ему понадобятся технические знания. Как отличника военно-политической подготовки его направили на 16-месячные курсы в Минское танковое училище имени М. Калинина. Учебу свою он закончил в Ульяновске, ему присвоили звание младшего лейтенанта.
Боевое крещение принял в Сталинградской битве, в жестоких боях под Хулхутой. Затем были сражения в составе Брянского, Центрального и 1-го Белорусского фронтов. И везде командир отважного экипажа «Т-34» показывал пример воинской смекалки, находчивости и храбрости. Боевая машина никогда его не подводила. Получил тяжелое ранение, сразу же после госпиталя вернулся на передовую.
За мужество и героизм, проявленные в годы войны, Дорджи-Гаря Бадмаевич был награжден многими боевыми орденами и медалями. Самые дорогие среди них были медаль «За победу над Германией» и орден Красной Звезды. Вот что писал командир 326-го танкового батальона гвардии майор Василий Туровский в наградном листе: «Отважно действовал в бою командир танка младший лейтенант Дорджи-Гаря Бичачиев. Находясь постоянно впереди, действовал в составе разведки, бесстрашно навязывал бой врагу, тем самым выявляя мощь и размещение огневых точек противника. При наступлении на деревню Березки (Белоруссия) 27.09.1943 года батальон был встречен сильным артогнем. Товарищ Бичачиев решительно и смело повел свой танк на укрепленную линию, вызывая на себя всю мощь огня. Этим воспользовался батальон и на больших скоростях врезался в оборону противника. Только за два дня боев за деревни Березки и Демьянки товарищ Бичачиев уничтожил 5 ПТО, три станковых пулемета, 7 подвод с боеприпасами и свыше 20 солдат и офицеров противника. За решительность, бесстрашие и мужество, проявленные в бою, достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».
Наградной лист датирован 4 октября 1943 года, а по танковой бригаде и корпусу от имени Президиума Верховного Совета СССР приказ был оглашен 15 октября 1943 года. Сама же награда нашла героя в Яшкуле в 1966 году, когда отзвучали салюты в честь 20-летия Победы.
В части любили и уважали Дорджи-Гаря Бадмаевича. Его командир, когда калмыков снимали с фронта в 1944 году, не выдал своего лейтенанта, дал ему возможность дослужить до победного мая 1945 года.
Уволившись в запас в сентябре того же памятного года, старший лейтенант Бичачиев нашел родных в колхозе имени Тельмана Исилькульского района Омской области. Здесь он познакомился с Зинаидой Башалдыковной, ставшей его супругой, вместе они воспитали дочерей Валентину, Любовь, Людмилу, Лоритту и сына Геннадия (к сожалению, он трагически погиб в 2006 году).
Когда пришло известие о восстановлении автономии Калмыкии, они с детьми и родственниками тронулись в путь на родину. На яшкульской земле Дорджи- Гаря Бичачиев стал работать зоотехником на ферме совхоза «Кировский», потом стал директором этого хозяйства, затем возглавил совхоз «Гашунский», Госплемобъединение в Яшкуле. И везде был ответственным, справедливым руководителем. Земляки помнят его, как энергичный и неравнодушный к чужой беде Дорджи-Гаря Бадмаевич помогал людям словом и делом.
«Мы отца дома почти не видели: он уходил на работу с рассветом, а приходил за полночь, – вспоминает дочь Людмила Дорджи-Гаряевна. – Мама готовила ему заранее еду, следила, чтобы у папы были всегда свежие рубашки. Они были очень привязаны друг к другу, но чувств своих напоказ не выставляли. И он очень любил нас, детей. Когда мы учились в других городах, встречал нас в Элисте на машине, и мы вместе ехали в Яшкуль. К нам часто из других сел приезжали его знакомые и друзья, наш дом всегда был полон гостей».
И вот еще слова дочери фронтовика: «Вспоминая военные годы и подвиги отца, сравниваю его с ребятами, сражавшимися на СВО на танке «Алеша»: они участвуют в военных действиях на Донбассе и в Малороссии, у них в экипаже русский и якут, а у отца были русский и калмык. Хочу назвать имена друзей отца, с которыми прошла жизнь в Яшкульском районе: Анатолий Михайлович Субботин, Ангиш Эльдеевич Горяев, Илья Шангаев, Аббя Васильевич Шогджиев. Они вместе ездили в Курск на годовщину битвы на Курской дуге. Вечная память нашим родителям и их товарищам».
Боевые раны и тяготы депортации сказались на здоровье Дорджи-Гаря Бичачиева. Ушел он рано, на 64-м году жизни. Память о нем хранят земляки, дети, внуки и правнуки.
Гуна ТЮРБЕЕВ