В защиту леса и степи

19-06-2015, 17:48 | Происшествия

В настоящее время палы сухой травы являются распространенным методом очистки земель сельскохозяйственного и иного назначения от прошлогодней растительности. Причём, в большинстве случаев палы сухой растительности проводятся без соблюдения правил пожарной безопасности и согласования этих работ с органами местного самоуправления, подразделениями пожарной охраны, диспетчерскими службами лесного хозяйства. В результате огонь несанкционированных палов переходит на населенные пункты, объекты экономики, лесозащитные полосы, земли лесного фонда и другие природные территории.
По данным Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия в 2014 году на территории республики зарегистрировано 367 ландшафтных пожаров, подлежащих
статистическому учету. Наибольшее их количество зафиксировано в Сарпинском районе - 52, в Городовиковском - 46, в Малодербетовском - 42.
Актуальность проблемы неконтролируемых палов сухой растительности обусловлена их высокой пожарной опасностью для лесного фонда, иных природных территорий, населенных пунктов, объектов экономики. Так, в масштабных лесных пожарах в Хакасии в начале апреля этого года погибли 15 человек, пострадали от огня и дыма не менее 450 человек, сгорели 1285 домов в 38 населенных пунктах. При этом причиной пожаров, по заключению специалистов МЧС, стали палы сухой травы, распространению огня способствовал сильный ветер.
Не менее опасны степные пожары, при которых огонь быстро расширяет фронт наступления и может двигаться полосой до нескольких десятков километров со скоростью автомашины. Ширина волны огня при высоте 2-3 метра составляет не более 1-1,5 метра, после её прохождения остается полоса черной выжженной почвы. В понижениях, на пырейных лугах огонь степного пожара может держаться часами.
В результате пожаров гибнет всё живое - животные, насекомые, растения, в том числе посевы сельхозкультур, находящиеся на поверхности почвы семена. После сельхозпала снижается плодородие почвы, так как зола, в которую переходят минеральные вещества, содержащиеся в сухой траве, остается на поверхности почвы и дожди смывают ее с полей. Выжигание сухой растительности не способствует ускорению роста зеленых растений ещё и потому, что в пожаре гибнут организмы-почвообразователи (бактерии, дождевые черви и др.), в результате чего также снижается плодородие почвы. Из-за прогорания почвы также усиливается процесс эрозии. Дым от пожара вызывает снижение прозрачности атмосферы, замедляется процесс фотосинтеза, удлиняются сроки созревания сельскохозяйственных культур, осложняется работа воздушного и наземного транспорта. Заблуждение же населения, что выжигание сухой травы ускоряет рост зеленой, опирается на то обстоятельство, что до сжигания сухая трава скрывает молодые побеги.
К сожалению, многие граждане, в том числе даже некоторые главы муниципальных образований, до сих пор не знают о вышеуказанных моментах и о том, что несанкционированные сельхозпалы недопустимы.
Основные меры пожарной безопасности при организации и осуществлении сельхозпалов содержатся в "Методических рекомендациях по проведению выжигания сухой травянистой растительности", утверждённых МЧС РФ 23.01.2014 г. №2-4-87-1-19 и согласованных с Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Главное - мероприятия по проведению профилактических контролируемых выжиганий проводятся организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах, объектах инфраструктуры или по тушению лесных пожаров, либо добровольной пожарной дружиной. На проведение данных работ оформляется соответствующий наряд-допуск. Обязательно предварительное согласование работ с подразделением пожарной охраны, органами государственного экологического надзора, органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, охрану и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания, региональными диспетчерскими службами лесного хозяйства, а также органом местного самоуправления.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий имеет право принять муниципальный правовой акт о запрете проведения несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий в соответствии с ФЗ №131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". О его принятии следует проинформировать через средства массовой информации местное население. При этом необходимо доступно разъяснить и обосновать необходимость данной меры для обеспечения пожарной безопасности на территории всего муниципального образования, менять устоявшееся неверное представление населения о возможности проводить палы сухой растительности самовольно и о пользе выжигания сухой травы для ведения сельского хозяйства, а также обеспечить на территории муниципалитета постоянный контроль за выполнением запрета несанкционированных палов.
В случае повышенной пожарной опасности в соответствии с ФЗ №69 от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" решением главы местного самоуправления на соответствующей территории может устанавливаться особый противопожарный режим, предполагающий дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе ограничение посещения гражданами лесных объектов, привлечение населения для локализации пожаров вне границ населённых пунктов, увеличение противопожарных разрывов по границам поселений, создание противопожарных минерализованных полос и другие мероприятия.
Неконтролируемые сельхозпалы ежегодно наносят значительный экономический и экологический ущерб стране. За проведение и последствия неконтролируемых палов сухой растительности законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Валерий БАРИНОВ, начальник отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды РК