Их ждала историческая родина

25-06-2015, 15:30 | История

В одном из апрельских номеров нашей газеты был напечатан отрывок из новой книги Виктора Паапу "Последняя Орда". Он заинтересовал многих читателей. Они ждут продолжения публикации. На их вопросы ответил сам автор.
Уважаемые читатели! Опубликованный в газете отрывок взят из 7-го раздела второй главы исторических хроник "Последняя Орда". В нем говорится об одном из эпизодов во время месячного стояния калмыков на реке Эмбе.
Книга повествует об уходе калмыков в 1771 году из Российской империи на историческую родину - Алтай и Джунгарию. В российской историографии откочевка получила название "Торгудский побег", а казахи дали ему имя - "Пыльный поход". Почему книга называется "Последняя Орда"?
В эпоху Средневековья, начавшуюся после заката античности в V веке, номады Великой Степи, тянувшейся с востока Монголии до Дона и Днепра (евразийский степной пояс), имели свои отдельные образования - Орды. Военно-кочевая Орда представляла собой мини-государство со своими законами и институтами власти. Орды возглавляли ханы, султаны, тайджи и другие принцы крови тюрко-монгольских народов.
В Калмыцком ханстве на реке Волге ярким примером данного образования являлась Дёрвюдская Орда. Эта племенная Орда не примыкала к различным союзам торгудских ханов и тайджей в борьбе за власть. Имеющая по сравнению с торгудскими улусами сравнительно небольшое количество населения (20-25 тысяч человек) Дёрвюдская Орда всегда находилась в отдалении и проводила самостоятельную от торгудов и хошудов политику. Только во время военных походов за пределы ханства их вожди со своими воинами входили в общекалмыцкое войско.
XVIII столетие - это уже позднее Средневековье и ее конец. Классические Орды сходили на нет, растворяясь в Новом времени. Поэтому автор назвал уходящее в Джунгарию огромное кочевье с сотнями тысяч людей и миллионами голов скота - "Последней Ордой".
Историей и культурой своего народа и всего монгольского этноса занимаюсь давно. Монголоведение усилиями ученых развито хорошо в таких странах как Россия, Монголия, Китай, Япония. Вроде бы вот поле деятельности. Бери и пиши, но художественная историческая проза в отличие от поэзии об ойрад-калмыках представлена недостаточно.
Многие знакомы с творчеством талантливого советского писателя Исая Калашникова (1931-1980 г.г.). Исай Калистратович происходил из байкальских семейских крестьян села Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии. Он создал немало хороших произведений, но известен стал всему миру после опубликования романа "Жестокий век", в центре которого величественный образ Темуджина-Чингисхана. Меня поразило то, что человек, не принадлежащий к монгольскому этносу, так прекрасно представлял себе жизнь монголов ХП-ХШ столетий.
Можно привести множество примеров по творчеству писателей окружающих нас народов-соседей. Хороши исторические романы и повести адыгейского прозаика Тембота Керашева, романы: "Из тьмы веков" ингуша Идриса Базоркина, "Молоко волчицы" знатока казачьего уклада жизни Андрея Губина, "Имам Шамиль" лакской писательницы Мариам Ибрагимовой и другие. К сожалению, в калмыцкой прозе произведений такого уровня нет.
Каждый из литераторов обращается к истории своего народа. Одни пишут стихи, другие прозу, третьи пьесы. В произведении "Век ойрадов" я рассказал об ойрад-калмыках XVII века, проживающих на всех огромных территориях нескольких стран, которые они занимали в то время. В книге более тысячи персонажей. Это реальные исторические лица и вымышленные герои. После выхода ее из печати, меня часто спрашивали: будет ли продолжение? Пока не знаю.
Сейчас у меня в работе несколько книг, одна из них "Последняя Орда". Первая глава выйдет во 2-м номере журнала "Теегин герл". Тема трагического исхода большей части калмыцкого народа в 1771 году всегда волновала меня. Уход в Джунгарию - это грандиозный героический поход, не имеющий аналогов в истории. За восемь месяцев пройти 3000 километров по безводным степям и пустыням со скотом, постоянно отражая военные нападения. Такое достойно народу-богатырю. И об этом событии надо знать нашему молодому поколению.
Я думаю, что следующее поколение калмыцкой творческой интеллигенции создаст прекрасные произведения по истории и культуре народа: в литературе, живописи, на театральной сцене, в песнях и танцах, в прикладном искусстве.

Виктор ПААПУ,
писатель.