Этнокультурный код должен заработать

30-09-2014, 09:55 | Общество

Понимание калмыками смысла дисфункционального, неудовлетворительного состояния родного языка является важнейшей задачей для движения вперед в поиске решения данной проблемы. Современная семейная психотерапия дает ключ для понимания и прояснения связи дисфункционального состояния калмыцкого языка с кризисом эволюционного процесса развития калмыков от нации кочевников к нации знания.

Cегодняшнее дисфункциональное состояние калмыцкого языка, на мой взгляд, характеризуется несколькими признаками. Во-первых, отсутствием мотивации, заинтересованности у калмыков к овладению родным языком, что связано с неудовлетворением их жизненных потребностей. Язык не исполняет "чаяния смертных".

Во-вторых, калмыцкий язык не является реальным средством, инструментом овладения информацией и знаниями, необходимыми для материального благополучия и личностного роста. Это подтверждается калмыцкой поговоркой "хоосн ухр хоолд орхш".

В - третьих, калмыцкий язык, по большому счету, не участвует в отправлении государственной власти и в общественной жизни, тем самым он девальвировался в глазах многих представителей калмыцкого народа.

В контексте нашей нации и с точки зрения "семейного диагноза" дисфункциональное состояние калмыцкого языка является "идентифицированным пациентом" или носителем симптома кризиса развития калмыцкой нации как большой семьи.

Для того, чтобы дисфункциональный калмыцкий язык стал гармоничным, обрел новый "статус-кво", необходимо, прежде всего, преодоление калмыками кризиса развития. Как принято в медицине: надо лечить не болезнь, а больного.

Одной из причин болезненного состояния калмыцкой нации считаю неразработанность психоментальной стратегии достижения ею уровня нации знания. Выработка такой стратегии будет лекарством для излечения, базисными составляющими которого должны стать духовность и системно-научный подход в экономике и социальной сфере, а внутренними ресурсами - практика буддийской философии, трезвость, миролюбие и талант врачевания калмыков. Ключевой фигурой для достижения уровня нации знания является Его Святейшество Далай-лама XIV.

Принципиальной особенностью стратегии развития нации должно быть использование калмыцкого языка как этнокультурного кода и накопителя сов-ременных инновационных знаний во всех сферах социально-экономической и духовно - нравственной жизни народа. Реинтеграция схемы жизни калмыков на основе такой стратегии должна привести к исчезновению "симптома" (дисфункциональное состояние родного языка), что будет означать преодоление калмыцким народом кризиса развития.

На данный момент проблемное состояние родного языка является лакмусовой бумажкой способности калмыков актуализировать, осознавать и ответственно решать задачу выхода из кризиса.

Буддийский учитель досточтимый геше Вангчен Тхинглей во время своего последнего посещения республики пожелал калмыкам быть преданными Его Святейшеству Далай-ламе. Это дает силу для преодоления трудностей. Кроме того, укрощая свой ум, уняв его от развлечений, создавать коллективную карму своего будущего. Чтобы не быть похожими на человека из анекдота, который всю жизнь молился Богу в надежде обрести миллион долларов, но сам для этого практически ничего не сделал, даже не купил один лотерейный билет, с помощью которого Бог мог бы помочь ему получить желаемый миллион. Слова «нас ждет то, что мы сделаем сами» академика Д.С. Лихачева подтверждают пожелания тибетского ламы. Возникновение кризиса – это болезненный, но естественный момент в процессе развития любой нации. Умение преодолеть его и достичь более высокого, просветленного уровня человеческого развития – вот настоящий вызов для нашей нации. Это «искусство жизни» калмыкам необходимо познать. Это то, чего они действительно «хотят», а не просто «хотели ли бы».

Ядма Небляев,
врач - психотерапевт.