О некоторых вопросах свободы совести в Калмыкии

12-08-2014, 18:57 | Духовность

В последние годы усилия руководства республики направлены на возрождение религиозных традиций буддизма и православия, калмыков и русских. В соответствии с этим в республике официально отмечаются религиозные праздники конфессий.

Увеличивается количество церквей и храмов. Так были установлены католические часовни в Элисте, Яшалтинском и Городовиковском районах. Религиозным организациям республики было разрешено устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты, а также принимать иностранных верующих для занятия профессиональной религиозной деятельностью. Это привело к активной миссионерской и проповеднической деятельности как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений, таких как адвентисты 7 дня, община Сознания Кришны, община Веры Бахаи. Были и представители мунизма, которые на волне открытости и демократизма активизировали свою деятельность в России. Мунисты пришли в республику с образовательными программами и благотворительной помощью. Им удалось ввести в нескольких школах республики предмет “Мой мир и я”, организовать студенческое движение “Карп”, в апреле 1997 г. провести фестиваль Истинной семьи. После ряда разоблачений мунистских организаций в Калмыкии их деятельность была приостановлена.

В 1997 г. был принят новый Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который ограничил права иностранцев в создании на территории России религиозных организаций, затруднил создание новых религиозных организаций, а также содействовал процессу централизации и укрупнения религиозных организаций. В частности, в Калмыкии были образованы Христианский миссионерский Союз, Калмыцкая евангельская церковь. Согласно провозглашенным новым принципам взаимодействия государства и религии многие из ранее принятых «вероисповедательных» законов субъектов, в том числе и Калмыкии, были признаны утратившими силу.

После принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отдельных российских регионах была предпринята практика принятия законов о миссионерской деятельности. В Калмыкии членами Межрелигиозного Совета также обсуждалась необходимость разработки республиканского законопроекта о миссионерской деятельности. Однако в 2007 г. данный законопроект был признан противоречащим федеральному законодательству.
Основными особенностями церковно-государственных отношений современного периода являются развитие сотрудничества и партнерства во многих сферах общественной жизни.

Религиозные организации принимают активное участие в мероприятиях социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Они не только посещают заключенных в исправительно-трудовых колониях в праздничные дни, но и ведут просветительскую работу с осужденными в исправительно-трудовых учреждениях. На территории колонии пос. Салын при содействии мэрии Элисты и руководства республики были построены православная церковь Анастасии Великомученицы, буддийский хурул и мусульманская мечеть.

Священнослужители активно участвуют в пропаганде здорового образа жизни. В рамках празднования Урс сара Центральный хурул проводит акцию «Принимаю обет трезвости». В рамках этого мероприятия на центральной площади Элисты у пагоды «Семи дней» проводят также вечера для молодежи «Я выбираю здоровье».

Традиционные религиозные организации участвуют в решении задач укрепления института семьи, материнства и детства. С 2008 г. в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности, инициированный Русской православной церковью. Этот праздник духовные лидеры традиционных конфессий республики проводят совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования, культуры и науки Калмыкии.

Как видим, развитие государственно-конфессиональных отношений в Калмыкии имеет свой позитивный опыт. В регионе работа с религиозными организациями осуществляется в разных формах. Представителями традиционных конфессий подписаны двусторонние соглашения с правоохранительными, медицинскими органами и военным комиссариатом. Главы традиционных конфессий входят в состав различных Общественных советов, консультативных органов. Представители религиозных организаций ведут диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для всего общества. Опыт успешной совместной деятельности органов государственной власти и представителей религиозных организаций Калмыкии демонстрирует широкие возможности решения проблем, стоящих перед всем гражданским обществом.