Школа станет центром развития села

02-12-2014, 16:41 | Общество

Недавно в Москве состоялось совместное заседание комитета Торгово-промышленной Палаты России по развитию профессионального и бизнес-образования и экспертного совета при комитете Государственной Думы РФ по образованию. Здесь были обсуждены проблемы профориентации молодежи, их трудового воспитания и состоялся разговор о том, как профориентация может изменить ситуацию на рынке труда в лучшую сторону. В наше время профориентация учащихся формируется стихийно. Молодежь выбирает профессии, которые как им кажется, могут дать им стабильность, в первую очередь юриста, экономиста, финансиста.
На заседании было отмечено, что современная практика применения нормативно-правовых документов выявила торможение реальных процессов профориентации и социальной адаптации молодежи, что создает серьезные препятствия для формирования инновационной модели национальной экономики.
На совместном заседании депутаты, представители региональных образовательных учреждений, а также члены комитета Торгово-промышленной палаты отметили, что в отсутствие правовых механизмов, стимулирующих работодателей для участия в процессе профориентации и социальной адаптации молодежи, в ряде случаев приводит к крайне негативному процессу - отсутствию баланса в подготовке кадров для инновационной экономики.
На совещании в Москве выступил президент Калмыцкого госуниверситета Герман Борликов, который обратил внимание на проблемы сельской школы и на вопросы их трудоустройства и профориентации. Он отметил, что сегодня более, чем 48 тысяч школ страны (70 процентов) находятся в сельской местности. В них обучается примерно треть всех учащихся страны.
За последние 15 лет в результате сокращения сети сельских школ обострилась проблема доступности услуг образования для местного населения. В настоящее время идет перестройка сельских школ для ускорения их инновационного развития, они функционируют в следующих направлениях:
1) центры образования и воспитания;
2) социокульутрные центры;
3) агроэкологические центры;
4) спортивно-образовательные центры.
Служившие основой жизни на селе совхозы и колхозы перестали давно существовать, школы стали деградировать, а народ разбегаться. Не стало социальной ответственности за будущее села.
Ныне так сложилось, что школа единственное, что работает в селе. Поэтому надо думать о судьбе сельских школ с прицелом на будущее. Главное укрепить их как селообразующее ядро. Как это сделать - надо думать.

Президент КалмГУ отметил, что он видит формирование или идеологию сельской школы как социокультурного центра агротехнологической и этнокультурной направленности. В итоге это должно вырасти в мультикультурный центр по развитию языка, культуры, традиций как основы возрождения села с его самобытной культурой, исконным языком.
Если создать агрошколу с этнокультурной направленностью, эти базовые направления могут лечь в основу программы возрождения сельских школ. А фермерские хозяйства необходимо привязать к идеологии школы. Через программы Министерства сельского хозяйства можно включить фермеров в этот процесс, чтобы они были заинтересованы в трудовом воспитании школьников, из среды которых могли бы вырасти подготовленные к работе на селе специалисты различных профилей.
Учащиеся могли бы получать навыки трудового обучения в фермерских хозяйствах, а после окончания школы могли бы перейти туда на работу. И это будет нормальный процесс, так как они будут владеть ремеслом предков.
Власти для этого должны создать необходимые производства. Надо развить современные технологии в сельхозпроизводстве, чтобы дети на практике могли наряду с традиционными промыслами освоить и современные технологии.
Первым шагом могли бы стать несколько фермерских хозяйств разной специализации, чтобы можно было развить разные технологии с учетом интересов молодежи. В старших классах учащиеся могли бы более четко представить свое будущее, а родители увидеть пользу современного сельского труда.
Главное разработать основное направление развития школы, а потом наметить пути реализации через целевые программы республиканского и федерального уровней.
Рекомендации президента КалмГУ Германа Борликова относительно развития сельской школы были с большой заинтересованностью восприняты на совещании в Москве, и предложены для рассмотрения в профильном комитете ГосДумы, Министерстве образования и науки, Министерстве сельского хозяйства России. Также было высказано пожелание о создании пилотных проектов по инновационному развитию сельских школ в некоторых регионах страны.
Гуна ТЮРБЕЕВ