Слово о 110-й Калмыцкой кавалерийской дивизии (ч.4)

06-11-2020, 16:00 | История

Летние 1942 года ожесточенные бои на Дону, когда немецкие части были задержаны на оборонительных участках, имели важнейшее значение в организации защиты Сталинграда и Астраханского направления. Активная двухнедельная оборона 110-й кавдивизии, также оборонительные бои на своих участках других частей и подразделений Красной Армии дали возможность сдержать врага на донском оборонительном рубеже. Жесточайшие оборонительные бои на донских рубежах позволили частям Красной Армии подготовиться и закрепиться на Сталинградском и Кавказском направлениях, создать линию обороны и усилить боевые возможности Закавказского фронта.
Вот как отозвались об итогах оборонительных боев на Дону бывший начальник политотдела 110-й ОККД Антон Иванович Заднепрук и прокурор дивизии Дмитрий Степанович Лебедкин: «Таким образом, с 18 по 29 июля 110-я Калмыцкая кавалерийская дивизия в течение 12 дней упорно сдерживала яростный натиск во много раз превосходящих танковых, механизированных и авиационных сил противника на Дону и на Маныче.
Каждый час, каждый день имели важное значение для нашей армии, для грядущей победы под Сталинградом и на Кавказе. Стойкое сопротивление бойцов национальной части ожесточило противника. Теперь, когда прошло более двадцати лет, живые свидетели – жители Сусатского, Карповки, Ажинова и Калиновки рассказывают, что гитлеровцы с остервенением давили гусеницами танков пленных раненых бойцов или живыми закапывали в землю…
На донской земле рождались и умирали герои. Многие из них остались неизвестными.
Очень тяжело достались 110-й ОККД оборонительные бои на Дону. Много было пролито пота и крови. Многих солдат и офицеров не досчитались мы в своих рядах после донских боев. Их подвиг не померкнет никогда, вечно будет жить в народе».
В своем докладе № 238 от 26 декабря 1942-го года комдив 110-й ОККД В. Хомутников в СНК Калмыцкой АССР, обкому ВКП(б) и генерал-инспектору кавалерии РККА О. И. Городовикову о боевых действиях дивизии и ее состоянии на 20 декабря 1942-го года со всей солдатской прямотой отметил следующее: «Дивизия к моменту вступления в боевые действия (на Южном фронте) имела вооружение на 70-80% к штату, и оно было получено за 3 – 5 дней до начала боевых действий. Дивизия вела с 18-го по 28-го июля 1942-го года упорные и тяжелые оборонительные и наступательные бои на Дону без поддержки авиации, танков и других частей, несмотря на то, что она, согласно боевому распоряжению штаба Северо-Кавказского фронта от 22-го июля 1942-го года, должна была 23 июля 1942-го года отойти в резерв 37-й армии.
Дивизия отошла от занимаемого рубежа лишь тогда, констатирует комдив В. Хомутников, когда 156 и 157 стрелковые дивизии... ушли 25-го июля 1942-го года с линии фронта, и противник, воспользовавшись этим, стал наступать с тыла, силою до дивизии мотопехоты при поддержке 90 – 100 танков и мощных ударов с воздуха. Таким образом, противник к исходу 26-го июля, разогнав 2-й эшелон нашей дивизии, стал окружать ее, но, благодаря мужеству и отваге бойцов, командного и начальствующего состава, попытка противника окружить дивизию была ликвидирована.
...Беззаветную преданность Родине, презрение к смерти показали на Дону бойцы 4-го эскадрона 292-го кавполка. Они, охраняя переправу у станицы Мелиховской, до последнего человека дрались и погибли смертью храбрых, преграждая своими телами путь немецко-фашистским захватчикам.
В боях на Дону противник потерял 4 батальона мотопехоты, уничтожено 30 танков, 55 бронемашин, 45 минометов, 20 орудий и 38 пулеметов. Наши потери: убито 600 человек, ранено 700, попало в плен около 100, пропало без вести около 100 человек и больше половины боевой техники».
Выше отмечалось о двух приказах вышестоящего командования, поступивших в 110-ю кавдивизию.
В первом приказе – о наступлении против превосходящих сил врага и её безнаказанно действующей авиации, по сути дела, гибельном для дивизии, перед боями на Раздорской переправе и у хуторов Карповка и Ажинов.
Во втором – запоздалом от 26 июля 1942 года, об отступлении, во время окружения дивизии вражескими частями.
Между тем, согласно исследованиям доктора военных наук, генерал-полковника А.И.Зайцева: «Оборона на дальних подступах к Сталинграду носила характер встречных боев. Только 9-го августа 1942 года советские войска, в междуречье Дона и Волги, получили приказ перейти к обороне».
Командир 110-й ОККД полковник В. А. Хомутников 16 ноября 1942 года подписал наградной лист для представления к званию Героя Советского Союза Э. Т. Деликова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года Э. Т. Деликову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Этого высокого звания он был удостоен первым из уроженцев Калмыкии и единственным на всем многокилометровом Донском рубеже.
Более 60-ти воинов 110–й кавдивизии, особо отличившихся в оборонительных боях на Дону и Маныче, представили к государственным наградам, из них 20 бойцов и командиров были ранее награждены орденами и медалями Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета КАССР от 5 ноября 1942 года 15 бойцов и командиров были награждены Почетными грамотами руководства республики.
В своей статье «Вновь открывая историю 110-й ОККД», в газете «Калмыкия сегодня» от 19 ноября 2016 года № 129 (495) военный историк С.А. Заярный написал: «Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина за свой подвиг на донских переправах награжден сержант-бронебойщик Э.Т. Деликов. Газета Южного фронта «Во славу Родины» в своем номере от 28 июля 1942 года на своей первой полосе писала: «Грозная битва за Дон ежечасно рождает в наших частях десятки и сотни отважных героев, могучих советских богатырей. Эрдни Деликов – лучший из них, славный из славных, отважный из отважных. О нем с гордостью говорит весь фронт. Его имя с восхищением будет повторять вся страна». Статья стала яркой иллюстрацией вышедшего в этот день знаменитого приказа Сталина №227 «Ни шагу назад». Об отважном калмыцком герое 30 июля говорилось в сводке Совинформбюро. К ордену Ленина в декабре 1942 года штабом Закавказского фронта был представлен командир дивизии полковник В. А. Хомутников. За оборону Кавказа, когда из-за неудач на фронте редкими были приказы на награждение, 13 бойцов и командиров, в разное время служившие в 110 к.д., награждены орденами Красного Знамени, десятки других за свой подвиг также отмечены боевыми орденами и медалями.
Награждение бойцов и командиров после боев на Дону и Маныче свидетельствовало о высокой оценке боевым действиям дивизии.
Судьба многих представлений, к сожалению, пока неизвестна.
В связи с упразднением Южного фронта в конце июле 1942 года приказом Ставки Верховного Главнокомандования войска Северо-Кавказского фронта были разделены на две основные группы: Приморскую и Донскую, которые вели бои в Майкопском и Ворошиловском (Ставропольском) направлениях. Части дивизии, растянутые на широком участке фронта, по группам (а не отрядами, как отмечают некоторые авторы) вели упорные бои оборонительного характера, иногда переходя в контратаки. Основные силы 110-й кавдивизии в районе Моздока вошли в подчинение Северной группы войск Закавказского фронта.
Дивизия приняла активное участие в прикрытии стратегически важной железной дороги Кизляр – Астрахань, до Зензели и Улан Хола на территории Калмыкии, по которой доставлялись нефтепродукты в Сталинград. Совершая длительные переходы по пустынной местности (Кизляр – Таловка – Улан Хол – Селиванкин), в сложный период доукомплектования дивизия несла охранную и разведывательную деятельность.
В начале сентября 1942 года кавдивизия вела ожесточенные бои с противником в районе поселка Нарын Худук и железнодорожной станции Улан Хол.
«В бою за поселок Нарын Худук и железнодорожную станцию Улан Хол, проявив мужество и отвагу, погибли смертью храбрых пулеметчики 273-го кавалерийского полка старшина П. Д. Зиберов, старшие сержанты И. М. Пчелинцев, Г. А. Спрягайло, П. С. Сидоренко, сержанты Н. Н. Смолкин, Ф. И. Борунов, В. В. Леонов, рядовые П. П. Фирсов, К. Караев и другие».
По приказу Северной группы войск Закавказского фронта в середине сентября 1942 года 110-я ОККД, передав оборонительные рубежи частям Астраханской группы войск, выступила со станции Улан Хол в район Черного рынка, приступила к боям на Ачикулакско-Моздокском направлении. Решением командования 30-ю Краснознаменную кавдивизию и 110-ю кавдивизию свели в отдельный корпус под командованием полковника В.С. Головского. 110-я ОККД в составе сводного корпуса вела изнурительные бои, освободив населенные пункты Терекли-Мектеб, Тарский, Ага-Батыр и другие. Она успешно вела бои на Моздокском направлении, под командованиями полковников В.К. Терентьева и В.П. Панина.
Полковник В.А. Хомутников в этот период был отозван в распоряжение командования Закавказского фронта и направлен в город Астрахань, в котором располагалось руководство республики, в целях доформирования 110-й кавдивизии.
28 сентября 1942 года в 30-ю Краснознаменную кавдивизию было передано около полутора тысяч бойцов и командиров. Бойцы и командиры, переданные в 30-ю Краснознаменную кавдивизию, служили со дня формирования родной калмыцкой дивизии. Во-вторых, шло пополнение личного состава 110-й ОККД воинскими подразделениями из Закавказского военного округа и мобилизованных призывников из сопредельных Калмыкии регионов.

Хонгор ХОМУТНИКОВ

Продолжение следует.