Партизанка Минджир Санджиева
Мы должны помнить, какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня живем под мирным небом.
Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности, самых высоких правительственных наград. Одной из тех, кто сражался на полях битвы, была наша землячка - партизанка Санджиева Минджир Мянкировна.
Она родилась 10 августа 1924 года в с. Малые Дербеты. В пятилетнем возрасте, лишившись родителей, воспитывалась в Малодербетовском детском доме. В 1935 году была переведена в республиканский детский Дом в с. Вознесеновке. Здесь Минджир пошла в первый класс, а в 1940 году за отличную учебу была награждена путевкой в пионерский лагерь "Артек". По окончании седьмого класса Минджир вновь была переведена в с. Малые Дербеты, где в июне 1942 года с отличием окончила школу. Одновременно с учебой работала воспитателем в том же детском доме. В августе 1942 года сопровождала 50 детей дошкольного возраста в г. Астрахань. Там же, в Астрахани, в партизанской школе, по направлению Калмыцкого обкома комсомола прошла курсы подрывников и освоила все виды боевого оружия, и в неполные 18 лет в составе партизанского отряда VI М.У.Батаева была заброшена на оккупированную территорию.
Из докладной записки Калмыцкого обкома партии в ЦК ВКП(б) Об итогах партизанского движения в Калмыкии 2 àïðåëÿ 1943 ã. Сов. Секретно
Отряд т. Батаева в составе 13 человек вышел на задание 14 ноября 1942 г. с задачей дезорганизовать перевозки противника по дорогам Котельниково - Малые-Дербеты на участке Шарнутовская - Садовое, Киселевка - Садовое. 26 ноября отряд достиг балки Элиста, где остановился на дневку. В 16 часов отряд был обнаружен и атакован румынами численностью в 100-150 человек. После двухчасового боя партизанский отряд с наступлением темноты отошел без потерь. Потери румын не установлены.
Секретарь Калмыцкого обкома ВКП(б) А. Ликомидов Руководитель оперативной группы обкома ВКП(б) П. Касаткин
Минджир Мянкировна рассказывала об этом эпизоде: "Группа шла из Астрахани на
Садовое. Командиром группы был Манджи Батаев, комиссаром Виктор Козлов. Мы должны
были собирать разведданные о местах дислокации противника, его количестве и вооружении, а
также вести разъяснительную работу среди местного населения о положении на фронте. Шли
по голой степи, было очень тяжело, не хватало воды. Вооружение, боеприпасы, запас
продуктов приходилось нести на себе. В 4 часа утра в балке недалеко от п. Шин-Мер
остановились на отдых. В 2 часа дня нас обнаружил местный житель, который пас там свой скот, он оказался шебенеровским, Батаев его знал. Мы решили отдохнуть и обогреться у него в землянке. Часа за два до сумерек дозорные доложили, что со стороны Кетченер приближается группа всадников. Это были румынские кавалеристы. Было решено принять бой. Разделившись на две части, отстреливаясь, мы стали незаметно уходить по речке. Только ночная темнота заставила румын прекратить преследование. На рассвете мы были уже в Садовом, и нам удалось выполнить поставленную задачу. После этого задания командир М. Батаев заболел и вместо него был назначен В.Козлов, а меня перевели в отряд П.А. Ломакина".
Перед отрядом Ломакина была поставлена задача: вести подрывную работу между станциями Котельниково и Пролетарская. Партизанам было выдано 34 кг тола и запас продовольствия на 10 дней.
В начале декабря 1942 года Ломакин объединил несколько групп партизан, действовавших в районе Котельникова, в один большой отряд и перевел его на территорию Заветненского района. Уставшие и ослабевшие, они остановились между хуторами Киселевка и Лобово на базе овцеводческой фермы Киселевского колхоза в балке Базовой, в стороне от больших дорог.
Расположившись здесь, отряд запасался продуктами. Ночами партизаны уводили по две-три головы из захваченных немцами гуртов.
В полдень 16 декабря на ферму приехали гитлеровские фуражиры за соломой. На вершине скирды Ломакин оборудовал постоянный сторожевой пост. Но случилось так, что дозорные "прозевали" четыре подводы с немцами, заметили их уже возле скирды. Один из гитлеровцев заметил пост партизан, закричал и бросился бежать. Началась стрельба. Трое были убиты, а четвертый вскочил на лошадь и умчался. Стало ясно, что предстоит жестокий бой.
Ломакин приказал занять боевые позиции для круговой обороны. Вскоре со стороны хутора Киселевка показались до тридцати кавалеристов. Они приближались к ферме. Раздался дружный партизанский залп. Большинство атакующих было убито, осталось не более пяти-шести всадников, которые поспешно повернули обратно.
Однако, не более чем через час появилась новая группа кавалеристов. Партизаны их встретили точным огнем и те вынуждены были остановиться.
Наступили сумерки. Гитлеровцы, освещая местность ракетами, открыли огонь из пулеметов, подожгли солому. Ломакин был ранен в плечо и перебрался в мазанку. Здесь же находилась раненая в ногу Людмила Крылова.
После совещания было решено направить ночью группу прорыва в составе восьми партизан во главе с Хорошуновым и Хватовым, которым передали большую часть патронов и гранат. Группа ночью незаметно ушла в степь. В группе была и Минджир Санджиева.
Под утро партизаны заметили, что из хутора Лобово гитлеровцы подтягивают несколько пушек на лошадях, а из Киселевки - минометы. Вчерашний бой создал впечатление, что здесь большие силы партизан. Каратели открыли по ферме минометный и артиллерийский огонь, разбили все постройки. Гитлеровский переводчик кричал в рупор и призывал партизан к сдаче германским войскам без кровопролития. Только к концу второго дня бой в балке затих. Каратели потеряли здесь более семидесяти солдат и офицеров убитыми и свыше ста ранеными. Только один человек остался живым свидетелем этого тяжелого боя партизан: каратели захватили Людмилу Крылову и привезли в Киселевку. Здесь она была брошена в холодный коридор дома М.А. Косинцевой, которая рискуя жизнью, перевязала партизанке перебитые ноги и укрыла в чулане. Людмила Крылова рассказала о последнем бое партизанского отряда П.А.Ломакина.
В 1943 году после освобождения территории Калмыкии от немецко-фашистских захватчиков Минджир Мянкировна работала в райкоме ВЛКСМ, а в марте 1943 года после освобождения Сталинграда вместе с двадцатью комсомольцами была направлена в Сталинград на очистку города. В сентябре того же года она поступает в Астраханский медицинский институт, окончить который ей так и не удалось, потому что 28 декабря 1943 года весь калмыцкий народ был насильно выслан в Сибирь. Вместе со всем народом Минджир Мянкировна Санджиева пережила все тяготы и лишения депортации.
После возвращения на родину в 1957 году вместе с мужем Лиджиевым Гаря Хюрмеевичем, также участником Великой Отечественной войны, узником Широклага, воспитали пятерых детей. До ухода на пенсию работала в системе потребкооперации.
Санджиева Минджир Мянкировна прожила достойную и честную жизнь. За трудовые и боевые заслуги она награждена многими орденами и медалями, среди которых особое место занимают орден Отечественной войны II степени и медаль "Партизану Великой Отечественной войны" II степени.
Мария МОНТАЕВА,
президент ДО "Новая Россия",
МКОУ "Кегультинская СОШ" Кетченеровского района