Аюка (Экитен-хан) – глава волжских калмыков
Дайчин (Худа Шукур Дяяч) воспитывал Аюку в своем улусе. С молодости он привлекал его к набегам, захватам улусов у противников, военным действиям. В 1662-м году началось восстание в Башкирии. Участники выступили против нарушений русско-башкирского договора по земельному вопросу, росту налогов, обузданию произвола чиновников. Одной из главных причин являлось содействие русских к захвату калмыками кочевий на юго-западе Башкирии и строительству Закамской укрепленной линии. В подавлении восстания участвовали Дайчин с внуком.
Став ханом, Аюка продолжал политику деда. Отпраздновав победу над Аблаем, получил признание во всех торгудских кочевьях. В сражениях с Абля-тайджи ему помогли двоюродные дяди Дугар и Чимид (Чимет) – сыновья Сенге, а также нойон Бок и Солом-Церен. Благодарность племянника была очень своеобразной: Дугара и его сына Церена он объявил изменниками и сдал русским властям. Улус Дугара он забрал себе. Церен был отправлен в Москву, где был крещен и стал именоваться князем Василием Дугаровым.
Вернувшись с Урала, Аюка возвратил астраханских юртовских татар с Кубани, куда их увел Ямгурчей-мурза. Затем он захватил больших ногаев и джетысан, а Малую орду оставил кочевать возле Кабарды.
В 1670-м году хан с боярином Милославским принимал участие в подавлении восстания Степана Разина. С берегов Иртыша пришел к Волге полуразгромленный улус Балбуя. После гибели деда Луузунга и отца Галдамбы от рук Аблая, Балбуй вместе с матерью Цецен-Камыш привели оставшиеся аймаки в торгудские кочевья.
Дервюдский Даян-Гомб погиб в противостоянии с Кёндлнг-Увушем и Аблаем, а его люди влились в аймаки Солом-Церена. Улусы Менк-Темира и Баатр-Малая, старшего сына Тойн-Гомб, также продвигались на запад.
В ставке Аюки праздновалось тридцатилетие хана. На праздник съехалось огромное количество гостей. Родные братья – Назар-Мамут, Ик (Большой) Замса, Норб Замса (Чжамсо), двоюродные – Балинник, Нохан Кевюн, Джамбай (сыновья Уруджура), Буке-тайджи (внук Шобтери), Мазн-баатр (внук Аралха-Асуту), Дарбагай-Гомб, ведущий свой род от Манхая (сына Буйго-Урлюка), Балбуй (сын Галдамбы Торгудского), Тебей (сын Шатамала) и другие.
Многочисленные родственники заставили кибитками берега Саратовки, впадающей в одноименную протоку и далее в Волгу. Нойоны Чжалсан, Уруджур, Дебен, Чимет (Чимид), Ахай Хулаха, Галту и Дорджи пригнали в подарок юбиляру тысячные стада крупного и мелкого рогатого скота, табуны лошадей. Отдельные хотоны были воздвигнуты для посланцев русских воевод, татарских и ногайских владельцев. Веселье продолжалось несколько дней.
Зинаида ПааПУ