Исследователь приволжских калмыков

02-10-2021, 14:07 | История

В этой небольшой статье мы хотели бы рассказать о выдающемся ученом, чьи работы до сих пор не перестают быть актуальными для современного калмыка. Имя этого исследователя-этнографа – Небольсин Павел Иванович. За годы деятельности ученый побывал во многих уголках Российской Империи и оставил немало трудов, описывающих разные народы. Однако, работая в Астраханской губернии, Небольсин П.И. подготовил отдельную книгу о волжских калмыках, хотя местным ногайцам, татарам, казахам, туркменам, армянам и казакам он посвятил только главы в книге «Очерки волжского низовья» (там тоже есть статья о калмыках).

Замечательный труд русского этнографа «Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса» действительно завоевывает сердца многих калмыков, прочитавших его. Я с большим удовольствием прочитал эту книгу и советую прочитать всем нашим землякам. О ком конкретно идет речь?
Небольсин П.И. назвал работу «Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса», и, на первый взгляд, человеку, не знающему подробности, покажется, что речь идет о калмыках-хошутах, но это не так. Не углубляясь в подробности истории, надо сказать, что в этом улусе жили калмыки четырех субэтнических групп. Этнограф пишет, что в Хошеутовском улусе, несмотря на его название, большинство составляли торгуты, вторыми по численности были хошуты, далее перечисляется группа так называемых «зюнгаров» – это урняхусы и теленгиты, и четвёртый, самый небольшой субэтнос, – это хойты. Между прочим, хойтская династия Тюменей из рода Ик-Миңһн являлась владельцами этого улуса.
О том, как появился этот улус, наверное, нужно писать отдельную статью, но в этой публикации мы вкратце рассмотрим, из каких родов состояли четыре калмыцких субэтноса. Итак, торгутское большинство составляли такие рода как: эрктн, эрктн-меркд, цаатн, керәд. Хошуты составляли род цаһлахн, ик-хошуд и баһ-хошуд. Небольсин П.И. указывает, что в этом улусе кочевали рода телеңгүд и уряңхус, и отметил их как «джунгарцы». Эти два рода прибыли из Джунгарского ханства, однако по происхождению теленгиты были южносибирскими тюрками, что касается урянхусов, то сложно сказать, были это тюркоязычные или монголоязычные урянхайцы. Теленгиты делились на две ветви: ик-телеңгүд и баһ-телеңгүд.
Четвертый калмыцкий субэтнос, который считается одним из самых древних ойратских родов, прибыл также из Джунгарии – это хойты. Как и на своей прежней Родине, элита из хойтского дома была одной из самых уважаемых в Калмыцкой степи. Также население улуса составляли шабинеры, выходцы из разных родов, которых зайсанги отдавали служить в хурулы. Шабинеры делились на две ветви: «Чөөҗин шевнр» и «Хазла шевнр».
Павел Небольсин подробно описал места кочевья и о том, какие рода занимались животноводством, рыбной ловлей, добычей соли. Эта книга замечательна тем, что её автор, побывав почти во всех местах, где жили калмыки, подробно фиксировал тонкости быта, праздников, досуга, менталитета и блюд. Что касается еды, то автор пишет о необычной для современного калмыка растительной пище и сладких десертах. Возможно, это региональный тип калмыцкой кухни, который характерен только для калмыков волжских улусов. Например, этнограф упоминает «леденцы» под названием «бурм», которые делали из смеси пшеничной муки и меда.
Мне также понравился раздел подвижных игр калмыцкой приволжской молодежи. Раньше, оказывается, любили играть в такие игры, как «саах күргх», «цаһан модн», «күвцг хайх», «үрг занх», «бис оргх», «бултҗ наадх», «орс тек» и т.д. Особенность игр заключалась в том, что некоторые забавы были сезонными, например, «цаһан модн»: в нее в основном играли в весеннее время, когда скот линял (видимо, это был козий пух). Или же были молодежные игры, которые играли только на свадьбу. Например, для этого применяли овчину жертвенного барана, использовавшегося в обряде «һал тәклһн». Бывали и еще такие игры, в которые играл целый улус! Как правило, масштабные забавы устраивались после окончания стрижки овец.
В целом, книга Небольсина П.И. – самое настоящее пособие не только для ученых, но и для нас, обычных жителей Калмыкии, которым небезразлично наследие предков. Даже в простых играх, как пишет Павел Небольсин, выражаются самые тонкие черты народного быта. Эта работа заслуживает большого внимания со стороны наших современников. Изучая её, понимаешь, что сам автор, описывая калмыков, проникся большой симпатией к нашим предкам. В Интернете в открытом доступе можно прочитать эту интересную книгу. Приятного чтения!

Арван КАРМАНОВ