Переселение киргизов

14-10-2021, 10:35 | История

Одним из тревожных факторов в дестабилизации политической обстановки в Южной Сибири оставалась деятельность киргизских князьков, нападавших на русские остроги. Цеван-Аравдан серьезно обеспокоился враждебной политикой своих вассалов по отношению к России. Хунтайджи стремился к урегулированию пограничных инцидентов. Для этого он посылал в Москву посла Эрке-зайсанга.

Хунтайджи проводил двойственную политику, он боялся озлобить киргизскую знать и в то же время стремился не осложнять отношения с Россией. Но, несмотря на усилия ойрадской дипломатии, киргизы продолжали враждебные действия. В 1701-м году только в Томском уезде ими было убито 12 русских сборщиков ясака.
Царь Петр считал, что киргизов нужно смирить войной. Зимой из Томска выступил отряд под командованием Лаврова и Кругликова в 515 человек, разгромивший киргизские кочевья. Погибло более 50 киргизов, 72 человека приведены в плен.
Эти события заставили джунгарского хана и его окружение искать новые пути урегулирования. На военном совете Цеван выслушал выступления советников и тысячников. Общее мнение сходилось к тому, что непрекращающаяся колонизация земель Южной Сибири серьезно обостряет проблему двоеданничества. По сбору ясака предлагалось добиться от российского правительства договора на законном основании.
«Киргизов – 12-13 тысяч. Но угнать мы сможем не более 3-х–5-ти тысяч, пока спохватятся русские воеводы, – думал правитель. – А иначе мы потеряем всех. Поселить их в долинах Чу и Таласа, чтобы не ушли назад».
Несколько дней Цеван-Аравдан находился в приподнятом настроении. Из Кукунора пришли назад в Джунгарию 10000 хошудов во главе с двумя тайджами. Несогласные с принятием кукунорских нойонов китайского подданства, они ушли на историческую родину. Даши-Баатр узнал о бегстве, когда мятежные отоки прошли Цайдам. Хунтайджи Цеван распорядился предоставить прибывшим кочевья в Семиречье. Джунгария постепенно набирала былую мощь, подорванную политикой Галдана Бошокту.
Этнополитическое объединение енисейских киргизов Хонгорай (Хоорай) состояло из 4-х княжеских улусов. Зюнгарский род Чорос по материнской линии происходил от алтырских киргизов. Княгиня Алтызарского улуса Абахай приходилась сестрой Хара-Хуле, основателю ойрадского государства. Отец Цеван-Аравдана, Сенге, одну из жен взял в Хонгорае.
Во главе 2,5 тысячи войск в Минусинскую котловину отправился полководец Церен-Дондоб Младший. Ему помогали зайсанги Дугар, Сандык, а также Аран-Джаба Цембел и его люди.
Цеван считал, что киргизов насчитывается около 12-13 тысяч человек. На самом деле их было больше. Князья Корчин Иреняков и Тангыт знали о предстоящем переселении подвластного им населения, но не предпринимали никаких действий. Население, проживающее по берегам Абакана, Белому и Черному Июсам, с помощью киргизских князей согнали в район устья Аскыза в декабре 1703 года.
Около 5000 енисейцев шли тремя колоннами. Корчун шел во главе Алтызарского улуса, Тангыт – Алтырского, а Кюлюген – Езерского. Джунгары повели улусы по долине Томи между Абаканским хребтом и Кузнецким Алатау. Перевалив на западную сторону, перешли Мрас-Су и Бию. Повернув на юг, достигли Катуни, далее через ее верховья вышли к Бухтарме и Иртышу. Достигнув Джунгарии, нойоны дали продолжительный отдых улусам, затем вновь их подняли и повели в сторону Семиречья.
Джунгары считали киргизов родственным народом. Часть переселенных использовалась для охраны ставки на Эмели. Цеван-Аравдан считал, что киргизы не будут принимать участие в междоусобной борьбе за власть в Дервюдском ханстве.
В Дербен Ойрад киргизы составили отдельный оток, который управлялся четырьмя зайсангами. Из 24-х оттоков Ойрадии два считались некалмыцкими: теленгутский и киргизский.