Кремлевский танец Эмбы Манджиева

04-06-2024, 10:27 | Культура

В 1977 году страна отмечала 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции. И вот незадолго до праздника, примерно в октябре, из Министерства культуры РСФСР пришло письмо, в котором сообщалось, что 7 ноября в Москве, на сцене Кремлевского Дворца съездов, состоится большой праздничный концерт. В нем примут участие ведущие артисты каждой союзной и автономной республики, всех краев и областей.

Калмыцкая АССР должна быть представлена одним концертным номером. Один-единственный номер должен был отразить в себе все достижения автономной республики в развитии культуры и искусства.
Предварительно мы бурно обсуждали у себя в министерстве культуры эту трудную задачу. В совещании принимали участие: заместитель председателя Совмина Алексей Урубджурович Бадмаев, секретарь обкома партии Ким Петрович Катушов (оба, кстати, в прошлом министры культуры), первый заместитель министра культуры по искусству Анджа Эрдниевич Тачиев, директор Дома народного творчества Любовь Бадмаевна Мацакова, художественный руководитель ансамбля «Тюльпан» Анатолий Цебеков, писатели Санджи Каляев, Алексей Балакаев и Тимофей Бембеев и другие.
В конце концов, пришли к единому мнению – республика должна предложить в праздничную программу калмыцкий танец. А исполнять его будут заслуженные артисты РСФСР Эмба Манджиев и Лидия Замбаева. Эмба Манджиев – признанный корифей калмыцкого танца, ведущий артист ансамбля. А обаятельная и стройная Лидия, чудесно исполнявшая «Чичирдык», в паре с Эмбой будет выглядеть просто великолепно. Ну а сам танцевальный номер в сводном концерте будет выгодно отличаться выразительностью, национальным колоритом и неповторимостью. Ведь не случайно знаменитый советский хореограф Игорь Моисеев еще до войны включил калмыцкий танец в программу своего прославленного коллектива.
Эмба Манджиев и Лидия Замбаева вылетели в Москву, где им предстояло участвовать в репетициях концерта в течение почти месяца. Через две недели, в конце октября, будучи в командировке в Министерстве культуры РСФСР, я решил встретиться с ними и узнать, как чувствуют себя наши посланцы. Ответственным за подготовку праздничного концерта была назначена народная артистка СССР, художественный руководитель ансамбля «Березка» Надежда Надеждина. Репетиции проходили в здании этого коллектива.
Я поблагодарил Надежду Сергеевну за то, что она разрешила нашим артистам исполнять танец в живом сопровождении калмыцкой домбры, а не под фонограмму. Здесь необходимо кое-что пояснить. Первые дни репетиций Эмба и Лида танцевали под фонограмму мелодии калмыцкого танца, заранее записанную в Элисте на магнитофонную пленку. Но артисты за много лет привыкли танцевать под «живую» музыку – под аккомпанемент домбристки Булгун Манджураковой. Поэтому фонограмма создавала не только технические неудобства, но и, что особенно важно, ограничивала их возможность импровизировать, лишала привычных живых звуков, вариаций исполнения танца и соответствующего им домбрового сопровождения. А чего стоил один только вступительный наигрыш в исполнении Булгун Манджураковой!!!
После встречи с Н. Надеждиной мы увиделись с Эмбой Эрендженовичем, Лидией Замбаевой и Булгун Манджураковой. «Как хорошо, что вы приехали нас проведать. Мы так соскучились по родным лицам и по Элисте! – восклицали артисты наперебой. – Каждый день одно и то же – гостиница и репетиция».
«А знаете, Иван Нимгирович, как только приехала Булгун, нам с Лидой стало намного легче. Это же земля и небо. Магнитофон для нас – настоящее мучение. Мы все привыкли к тому, что по одному взгляду, одному жесту понимаем друг друга», – увлеченно рассказывал он.
Поделился Эмба Манджиев и своей творческой задумкой, надеясь на наш совет. Он предложил составить номер из трех частей. Начать выход красивым дербетовским «Тавшуром», как бы кульминацией в середине танца дать торгутский «Шарка-барка», ну а завершит танец коронный бузавский «Чичирдык». Что касается аккомпанемента, то Булгун мастерски делает переходы от мелодии к мелодии.
Мы пришли в восторг от этой идеи, и я горячо поддержал Эмбу. Это была бы действительно уникальная возможность показать на всю страну не только мастерство наших артистов, но и самобытность, колорит калмыцких танцев в их многообразии.
Глядя на довольного, улыбающегося Эмбу Эрендженовича, я понял, что мысль соединить три танца в одном номере родилась у него не здесь и не сейчас. Сейчас он только озвучил, высказал вслух свои мысли. Все эти три танца уже давно присутствовали в репертуаре ансамбля «Тюльпан», хорошо обкатаны и исполнялись на сцене много раз.
Наступило 7 ноября – день самого главного праздника советской страны. Концерт длился более двух часов. Звучали стихи и песни о Родине, мире и дружбе народов, украинские и русские танцы сменялись узбекскими, казахскими, танцами народов Кавказа.
И вот посреди этого моря голосов и мелодий великой страны раздаются без всякого объявления родные до боли звуки калмыцкой домбры. Гаснет свет, и лучи прожекторов образуют на сцене яркий круг, высвечивая фигуры танцующей пары. Из левой кулисы на сцену Кремлевского Дворца съездов торжественно и гордо выплывают в танце, словно пара журавлей, Эмба Манджиев и Лида Замбаева. Начав свой выход дербетовским тавшуром, они затем переходят на зажигательные ритмы «Шарка-барка» и завершают выступление прекрасным «Чичирдыком». Глядя на них, казалось, что это жаворонки трепетали в едином порыве радости, купаясь в лучах летнего солнца над степью.
Этот номер праздничного концерта остался надолго в памяти поколения тех лет. Лучшие артисты Калмыкии так ярко и мастерски передали характер и традиции своего народа, что, глядя на них, каждый калмык чувствовал, словно это он сам танцует на виду у всей страны.
Тот танец для Эмбы Манджиева и Лидии Замбаевой стал звездным. В нем ярко выразились их танцевальный талант и высокое исполнительское мастерство, накопленные за 20 лет работы в ансамбле «Тюльпан». Эмба Манджиев в каждое движение вкладывал частицу своей души и сердца. По-другому он просто не умел. А Лида Замбаева всегда трепетно и серьезно относилась к каждому своему выходу на сцену. И тем более – на московскую. Она вся жила в танце, ее лицо, все линии прекрасной фигуры непременно вызывали восторг у зрителей.
Булгун Манджуракова – это вообще уникальный импровизатор. Она могла саккомпанировать, подыграть любому танцору или певцу. И каждый раз – неповторимо, азартно и заразительно. Воспринимать ее игру спокойно никто не мог: она с первых аккордов настолько захватывала и увлекала своей мелодией, что каждый слушатель невольно попадал во власть танцевальных ритмов и движений.
… Впервые по-человечески близко я узнал Эмбу Эрендженовича в апреле 1966 года. До этого, как и все жители Калмыкии, я знал и видел его просто как зритель, как поклонник талантливого танцора ансамбля «Тюльпан». Чтобы усилить и украсить коллектив, я включил его в паре с солисткой ансамбля Антониной Мукаевой в состав молодежной делегации, выезжавшей в Монголию. Удачным аккомпаниатором неожиданно для него стала блестяще игравшая на домбре Булгун Манджуракова, медсестра из совхоза «Степной» Сарпинского района. Так что уже с первых дней пребывания в Монголии Эмба Манджиев и Булгун Манджуракова стали любимцами всей нашей группы.
Простой в обращении, жизнерадостный и всегда готовый помочь любому, Эмба сразу притягивал к себе окружающих и заражал своим весельем и радостью. Когда старый советский автобус, не выдержав 500-километрового марш-броска по бездорожью на пути от Улан-Батора до Убурхангайского аймака, сломался в пути, Эмба оказался единственным, кто не растерялся, а, привычно засучив рукава, начал помогать неопытному монголу-водителю разбирать лопнувший скат и ремонтировать мотор. И он весело приговаривал при этом: «Когда я работал трактористом в совхозе «Прудовый», бывали и не такие поломки».
Эмба впервые оказался за границей, как, впрочем, и все мы. Почти при каждой встрече в сомонах (районах) монголы устраивали концерты художественной самодеятельности, показывали свои песни и танцы. Для нас это были просто веселые мероприятия. А Эмба Манджиев на таких встречах сразу знакомился с местными артистами – танцорами, показывал им, как танцуют калмыки. И, конечно, внимательно изучал и старался запомнить их движения и манеру танца.
А потом, уже находясь в автобусе, рассуждал вслух: «Нет, что ни говорите, а наши калмыцкие танцы намного выразительнее, образнее, каждый имеет свой характер. У них руки и корпус тела почти не участвуют в танце, работают только ноги». Мы с удивлением слушали его, ведь каждый из нас смотрел концерт вместе с ним, но только Эмба видел то, чего не замечали мы...
После Монголии мы с Эмбой Эрендженовичем второй раз побывали вместе за границей в августе 1975 года. Это была Чехословакия, куда выехал на гастроли ансамбль «Тюльпан». Эмба Эрендженович стал для меня незаменимым добровольным помощником. Он знал каждого артиста с первых дней его работы, чего нельзя было сказать обо мне. Ведь я был руководителем поездки впервые, приступил к обязанностям министра культуры всего два месяца назад. Ежедневные концерты в разных городах незнакомой страны требовали от каждого артиста и коллектива в целом постоянного напряжения и мобилизации не только душевных, но и физических сил.
К тому времени ансамбль сформировался как профессиональный художественный коллектив. За его плечами было множество гастролей по городам и областям РСФСР. Да и состав коллектива был разным не только по таланту, но и по возрасту и стажу работы. Основное ядро составляли артисты второго поколения. Среди них особенно выделялись Валерий Эрдниев, Джиргал и Флора Номинхановы, Николай Шульга, Владимир Мацаков, Виктор Катенов.
Ветераны ансамбля Александр Улинов, Лиза Очарова, Эмба Манджиев и Лида Замбаева были старше их по возрасту и опыту жизни. Но они никогда не выделялись и не требовали к себе особого отношения. Охотно делились с молодыми танцорами всем, что знали и умели. И поэтому к ним прислушивались, на них смотрели и равнялись.
Встречи со зрителями во всех 22 городах проходили практически на открытых площадках летних амфитеатров вместимостью до тысячи и более человек. Приезжали в очередной город, как правило, за час или два до концерта.
Когда наш автобус прибывал к месту выступления, Эмба Манджиев выскакивал в числе первых, и мы сразу шли осматривать сцену – место будущего выступления. У артистов, оказывается, она называется «площадка» – независимо от того, какая это сцена, – театральная или дома культуры, на стадионе или в зеленом парке. Эмба быстро поднимался на сцену, обходил ее кругом, осматривал, пробовал пройти в ритме танца, сильно притопывая, будто испытывая на прочность деревянный пол, и, если оставался доволен осмотром, говорил: «Хорошая площадка. Можно спокойно танцевать»…
Весной 1978 года Эмба Манджиев пришел ко мне в министерство культуры. Я был рад его приходу и шутливо расспрашивал, как живется молодому пенсионеру, не скучает ли по гастролям, по ансамблю.
«Честно говоря, Иван Нимгирович, – признался он, – не могу я так тихо, размеренно жить. Все вроде есть: квартира, семья, дети и внуки. А на душе неспокойно. Даже во сне танцы вижу. Надо чем-то заняться. Вот и пришел к вам посоветоваться. В последние годы главные балетмейстеры ансамбля нередко поручали мне репетировать танцевальную группу. Думаю попробовать организовать в какой-нибудь школе танцевальный кружок. Помогите».
Я поддержал его: «Эмба Эрендженович, это замечательно. Любая школа будет рада открыть танцевальный кружок под руководством заслуженного артиста России и Калмыкии. Здесь, в центре города, есть средняя школа №4. Это одна из ведущих школ Элисты, и там хорошо поставлена общественная работа».
Я тут же по телефону переговорил с директором школы Майей Зургановной Шивляновой, которая горячо поддержала инициативу Эмбы Эрендженовича. К нашему приходу она уже переговорила со своим заместителем по воспитательной работе, и было решено на следующий день организовать артисту встречи с учениками младших классов. Эмба Манджиев отобрал группу ребят, пожелавших учиться калмыцкому танцу, и образовал кружок, назвав его «Герел» – «Свет».
Через два года, в 1980-м, ансамблю «Герел» присвоили звание народного коллектива. Вскоре танцевальный детский коллектив под руководством Эмбы Манджиева приобрел известность не только в Калмыкии, но и за ее пределами. Ансамбль «Герел» становился лауреатом, дипломантом республиканских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов в «Артеке» и «Орленке». Юным талантам из Элисты аплодировали жители Варшавы, Гдыни и Сопота.
Ребята были в восторге. Гордились и радовались их родители. Но больше всех радовался Эмба Манджиев. Потому что видел в этих замечательных детях свое продолжение и радовался тому, что смог, успел зажечь в них любовь к калмыцкому танцу. И любовь к родному искусству, которому он посвятил всю свою жизнь…

Иван БАСАНГОВ, заслуженный работник культуры РК, почетный гражданин Калмыкии
На снимке: Эмба Манджиев (справа) и его коллеги по цеху Анатолий Улинов, Лидия Замбаева и Анатолий Очиров