Новое рождение республики?
Калмыкия имеет все шансы стать нефтегазоносной провинцией России.
«Что имеем – не храним, потерявши – плачем» – эту пословицу можно применить к ситуации в геологоразведке Калмыкии. Начавшийся после 2005 года спад в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) республики привел к быстрой деградации геологической науки, миграции специалистов в экономически более привлекательные регионы. Реальные надежды на ее возрождение появились лишь с назначением Главой Калмыкии Бату Хасикова.
Большие перспективы
Новый руководитель напомнил о промышленной нефтегазоносности Калмыкии, доказанной в 1960-70-е годы. Даже при площадном (точечном) исполнении поисковых работ у нас были открыты Чапаевское, Царынское, Касаткинское, Полевое, Хар-Адрык, Северо-Шаджинское месторождения. Не секрет, геологическое образование Прикаспийская впадина – это аналог Западного Казахстана и Астраханской области, а там, как известно, берет начало трубопроводная система КТК, одного из крупнейших российско-казахстанских проектов, который соединяет ключевые нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган). Помимо них, существует еще ряд крупных и средних месторождений. Поэтому вероятность обнаружения в калмыцкой части Прикаспийской впадины крупных залежей очень высока.
Эксперты оценивают ресурсную базу региона в 19,7 млрд тонн условного топлива, залегающих на глубине до 5-5,5 км, которая, по современным меркам, считается небольшой. При этом разведано лишь от 2 до 8% местных запасов углеводородов, а это колоссальный объем неизученной территории.
В советское время в Калмыкии в плане геологоразведки, в том числе и сейсмики, было сделано много. Но сегодня большей части этих материалов нет в цифре, некоторые документы утеряны, мало сохранилось материалов из скважин и керна (извлеченных путем бурения частей горных пород).
Однако сегодня многих экспертов занимает вопрос: как перспективная для открытий территория в европейской части России со всеми ее плюсами по сравнению с Сибирью и тем более арктическим шельфом не заинтересовала крупные нефтяные компании? По поводу этой невероятной, полной загадок истории существует несколько основных версий. По одной из них, продуктивные горизонты юго-западной части Прикаспийской впадины залегают на больших глубинах, связанных с подсолевыми отложениями. Плюс разведка недр осложняется изнуряющей жарой полупустынь и суховеями, время от времени переходящими в песчаные бури, завалами колючек и перекати-поля. Получается, что калмыцкая степь надежно припрятала свои богатства.
Вторая версия связана с открытием Астраханского газоконденсатного месторождения с высоким содержанием сероводорода, после чего сложилось мнение, что в калмыцкой и астраханской частях Прикаспия можно ждать аналоги таких же залежей, от которых больше проблем, чем прибыли. Поэтому в советское время недропользователи основные силы и средства вкладывали в поисково-разведочные работы на территории Казахстана.
Интересные результаты
По мнению экспертов, основные перспективы недр Калмыкии связаны с подсолевыми отложениями. Здесь наиболее вероятно открытие средних и, возможно, крупных залежей нефти, с большой долей вероятности не содержащих в попутных газах сероводород. Но перспективными являются и надсолевые отложения, где скопления нефти и газа существенно меньше по запасам по сравнению с подсолевыми. Но и глубины их залегания значительно меньше, отсутствует сероводород, не отмечены высокие значения аномальных пластовых давлений.
В геологии масса примеров, когда одни исследователи ставили крест на той или иной территории, а потом другие поисковики открывали там полезные ископаемые. В Калмыкии же все признаки указывают на подтверждение серьезных месторождений. Это значит, что дотационная провинция может превратиться в регион-донор. Фактически это может стать новым рождением республики.
Федеральный центр согласился с Бату Хасиковым в том, что Калмыкия имеет все шансы стать новой нефтегазоносной провинцией России. Но ее недра требуют масштабного и глубокого изучения специалистами геологических институтов. В 2020 году впервые со времен СССР на территории республики возобновились масштабные геологоразведочные работы (ГРР). Они во многом связаны с приходом нового руководителя министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. Очир Джамбинов, геолог по специальности, подготовил программу геологического доизучения территории республики и представил ее на суд федерального центра. Минприроды РФ согласилось с изложенными в ней обоснованиями и выделило финансирование на эти цели.
Первый этап геологического изучения надсолевых горизонтов проводился в 2020-2022 годы на Хаптагайском участке недр, в северной части Калмыкии.
Комплексные сейсморазведочные работы вместе с электроразведкой дали интересные результаты, несмотря на небольшой охват исследований, всего на одной тысяче погонных метров. С учетом интерпретации старых материалов были выявлены новые ловушки, обнаружено 5 зон возможного нефтегазонакопления. На их основе выделили три перспективных участка недр. В текущем году департамент по недропользованию по ЮФО внесет их в перечень участков недр для геологического изучения, разведки и добычи с последующим проведением аукциона.
Также в 2022 году возобновлены поисковые работы на Юстинском участке, где в прежние годы было выявлено достаточно крупное подсолевое поднятие. В 2025-2028 годах здесь планируется бурение поисковой скважины и обнаружение крупного месторождения.
Поисковые работы «Татнефти» и «Лукойла» привели к открытию двух газоконденсатных месторождений – Ферсманского и Бембеева – общим объемом 25,5 млрд кубометров газа и 2,4 млн тонн конденсата.
геологоразведка: шаг вперед
Комплексные исследования, которые выполняет ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» (ВНИГНИ), имеют огромную ценность для геологической науки. Руководство ведущего геологического института обещает, что только этими двумя участками в Калмыкии дело не ограничится. Следующие объекты, определенные в регионе как перспективные, будут также поставлены в план региональных работ госпрограммы. Так руководство республики, на наш взгляд, берет на вооружение опыт других регионов.
Возможно, в будущем оно по примеру других регионов объединит всю нефтяную промышленность в «Калмыкхимпром». Или создаст свою компанию с таким же подходом, как у «Башнефти» и «Татнефти», блокирующий пакет акций которых принадлежит правительству республики, а остальные – инвестору. При таком варианте Калмыкия будет получать не просто налоги, но и дивиденды от прибыли компании, не неся никаких затрат на содержание месторождений и выплату зарплат. Налоги местных жителей, которые работают в компании, тоже остаются в регионе.
Калмыкия за последние 5 лет в геологоразведке сделала большой шаг вперед: занимается изучением территории, приглашает недропользователей, заинтересовывает их и обещает скоро начать бурение на открытых в советское время месторождениях. В конце концов она может добиться искомой цели – открыть новые месторождения на благо Калмыкии и России. Нефть и газ – это те продукты, без которых невозможно существование нашего государства, его жизнеобеспечение и функционирование экономики.
Анатолий МЕНРИКОВ