Из прошлого мы должны взять огонь, а не пепел...

22-07-2015, 17:18 | Культура

С Баатром Китиновым мы виделись чаще в Москве на земляческих тусовках, а вот встретиться и поговорить, как-то не удавалось. И вот Баатр сам недавно зашел в редакцию "Хальмг унн".
Он, надо сказать, личность известная в научном мире, если конкретно, то он специалист в истории буддизма, еще точнее - распространению буддизма у кочевников Центральной Азии, в частности у ойратов, начиная с ранних этапов и по XVIII век. И, конечно, он знает и этапы развития буддизма у российских калмыков.
Наша беседа была бы скучна и суха, если бы Баатр Учаевич говорил о своем предмете научным языком, так, как выступает на лекциях перед студентами или на научных конференциях. Он же постарался рассказать нам что-то интересное, занятное и познавательное и, наверное, вслед за этим материалом последуют и другие.
Родился он в с. Гашунский Яшкульского района в 1966 году. Учился в КГУ, между первым и вторым курсами отслужил два года в армии. После окончания вуза поступил в аспирантуру Института стран Азии и Африки, год стажировался в Индии.
Почему в Индии? Академик РАН Григорий Максимович Бонгард-Левин, крупнейший специалист по истории Южной Азии и Индии, известный буддолог, его научный руководитель, сказал Баатру, начавшему изучать ранний буддизм, т.е. буддизм Будды: "У вас, калмыков, есть свой уникальный буддизм, будет лучше, если ты направишься на учебу к Далай ламе". Письмо в Индию было отправлено, вдобавок, тогда еще юный Тэло Тулку ринпоче похлопотал за него. И приглашение на учебу в Дхарамсале от Администрации Его Святейшества Далай-ламы было получено.
- Баатр, почему именно это направление тебя заинтересовало?
- Думаю, это вызвано огромным интересом к истории своего народа, поиском своего места в этом мире, где извечный первый вопрос - кто ты, откуда и куда идешь. А то, что я буду заниматься религией, получилось само собой после написания некоторых курсовых и научных работ еще в студенчестве, и знакомству в армии с Библией и значимыми работами по истории религий. Так вышло, что в полку была хорошая библиотека, а Библию мне принесли с "гражданки" буквально под полой. И моя дипломная работа была посвящена проявлениям буддизма в традиционных обрядах ойратов и калмыков. Кроме того, я знал в общих чертах историю Тибета, роль ойратов в истории Страны снегов, но то, что в итоге мне удалось разузнать и изучить, буквально невероятно. К сожалению, наши знания о нашем же прошлом, особенно в части роли и значения буддизма, прямо скажу - скудны. В действительности, буддизм настолько сильно "сидит" в нас, настолько важен для витальности нашего народа, что мы даже не подозреваем об этом. Он в генах, клетках -я бы так сказал, и мне захотелось, образно говоря, поворошить в генной памяти. Как в золе костра, под которым таится невидимый огонь. Ведь мы должны взять из прошлого именно огонь, а не пепел.
Я, конечно, волновался, всё-таки все случалось впервые: еду заграницу, в Индию и к Далай ламе. Я был вторым представителем от науки из России, приехавшим в Дхарамсалу на учебу - первым был питерский ученый, переводчик Далай-ламы А.А. Терентьев.
В основном я работал в библиотеке тибетских рукописей и архивов при администрации Далай ламы, где хранятся источники на тибетском, различные издания на английском, французском, немецком и других языках, включая русский.
То было замечательное время, мне удалось пообщаться с выдающимися ламами и учеными. Один из них был геше Сонам Ринчен, мой духовный учитель - он работал в библиотеке, и тысячи людей, исследователей прошли через его школу. Геше хорошо известен в буддийских научных кругах. Я был счастлив общению с Кирти Ценшаб ринпоче, он вообще почитался буквально всеми как "ходячая энциклопедия" во всем, что касается Тибета, и был признанным духовным авторитетом. Демо Лачо ринпоче также был одним из моих наставников. Из ученых и специалистов я бы назвал Алекса Берзина, Александра Кочарова, большую помощь мне оказал художник лама Пурэвбат из Монголии.
У тибетцев, неважно, где они живут - в КНР, в Индии или еще где-то - совершенно особенное отношение к монголам вообще и к ойратам, в частности. Расскажу один случай. Был я как-то на Тибете в составе научной делегации, но подхватил горную болезнь. Крайне неприятная вещь. Друзья и коллеги говорят: "надо в военный госпиталь (естественно, китайский), только не говори, что ты из России. Ты - сокпо, то есть ойрат, скажи, что синьцзянец". Так я и сделал.
Тогда я воочию понял, кто мы для тибетцев. Узнав, что в госпитале появился "сокпо", ко мне приходили целые группы тибетцев - врачей и просто персонала, и, будто не веря, трогали меня руками. Так велико уважение тибетцев к нам, нашим монгольским народам. Можно сказать, что они помнят в положительном ключе появление воинственных ойратов в Тибете.
Изучая буддизм, невозможно не быть буддистом. В Индии я почувствовал необходимость в практике. Конечно, не всегда удается практиковать и каждый день делать простирания и молиться. Я спрашивал у ламы о буддийской практике в дороге. Лама сказал: достаточно читать мантры, чтобы сам мог слышать себя, то есть, не привлекая внимания посторонних. Как это здорово, услышать себя в такие моменты...
Я признателен всем своим учителям, названным выше, а также, конечно, Его Святейшеству Далай ламе, Тэло Тулку ринпоче, и другим, всех и не упомянуть. Именно благодаря их усилиям, прежде всего, я иду по пути постижения себя и своего народа, разбросанного в веках и широтах, и во многом их поддержка позволяет мне продолжать свои изыскания.
Ойраты всем народам известны прежде всего как отличные воины и несгибаемый народ. Вот почему, например, у тюркоязычных народов так широко распространено имя Айрат - тем самым как бы предпринималась попытка "перенести" в свой этнос силу ойратов, а у народов Алтая, как мы знаем, главное божество, которое будет защищать людей, носит имя Ойрот. Вообще же в истории ойратов воинская доблесть и буддизм связаны неразрывно, и это необыкновенное единство. Мы знаем, что наши предки одновременно создали три кочевых государства: Джунгарское ханство, Кукунорское ханство, Калмыцкое ханство. И все три ханства совершенно по-особенному влияли на соседей и окружающий мир, во многом благодаря буддизму, который, как господствующее учение, цементировал их. Иногда приходится слышать, что буддизм якобы ослабил воинственный ойратский народ, по причине "мирности" религии и т.п. Такой посыл, на мой взгляд, не верен, и почему - я скажу об этом дальше.
Ойраты сыграли свою роль на исторической сцене, и эта роль была настолько значима, что мы вошли в легенды и эпосы многих народов Центральной Азии. Небольшой по численности народ нередко навязывал свою волю многим государствам того региона и не только. Например, очень любопытным является персидский период в ойратской истории.
- Это не время монгольской экспансии, когда Чингис-хан отправил крупный экспедиционный корпус для завоевания Багдада?
- Да, началось еще в то время. Больше половины торгудов - тогда еще не субэтноса, а гвардии - ушла в Персию совместно с другими монгольскими отрядами, и их потомки вошли в состав таких народов, как курды, турки, и даже в восточное крыло арабоязычных народов и, наверняка, в состав сирийцев.
Полтора года назад произошел удивительный случай - я встретился в Стамбуле с турком, его зовут Турхан Тургуд - ему лет 65, он работал в составе известной турецкой группы компаний "Рамстор". Он мне заявил: "я ойрат, торгуд". Он не историк, но углубленно интересуется историей ойратов в контексте истории России, Китая и у него есть доступ к архивам ведущих вузов мира. Турхан опубликовал в журнале "Тарих" ("История") статью "Позабытые буддисты: торгуды между Россией и Китаем".
Обрати внимание: прошло более 750 лет с тех пор, как в середине XIII в. ойраты появились в Малой Азии, а их потомки все еще помнят, кто они и откуда. Это что, генная память? Получается, что ойраты, где бы они ни находились, сохраняли как память о себе (кто они и для чего живут), так и свои особенные качества, о которых я говорил выше. Этому обстоятельству в свое время удивлялся еще сам Рашид-ад-дин, один из первых визирей при дворе Хулагуидов. Можно выделить ряд периодов, когда ойраты (кстати, в разные периоды истории это были разные рода, или племена) достигали выдающихся (причем, по мировым меркам) результатов - это, на мой взгляд, 13, 15,17 и 18 вв. Впрочем, и в другие века или периоды тоже. География была обширнейшая - Монголия, Китай, Тибет, вся Средняя Азия, земли современных Афганистана, Ирана, Ирака, Турции, Сирии и даже Египта. И вот Турхан дает новый, дополнительный штрих - он говорит, что торгуды совместно с другими ойратами были во вражде с османами, хотя и входили в состав образующегося единого турецкого государства, и это можно проследить по истории Турции. Более того - его семья была ханской, владела Эриванским (Ереванским) ханством, и он утверждает, что сложившееся в науке мнение, будто эриванские ханы принадлежат к линии персидской династии Каджаров - неверно, поскольку в их семье лишь по женской линии все были представительницами этого древнего рода, тогда как по мужской все они считали себя торгудами, т.е. ойратами. Эта информация настолько нова, что мне удалось удивить ею даже такого известнейшего тюрколога, как профессор М.С. Мейер, бывший директором ИСАА, а ныне -Президент этого института. В настоящее время я готовлю статью для публикации по этой теме.
Ты знаешь, Менке, у меня накопился определенный материал по истории ойратов, причем, строго научный, т.е. определенная доказательственная база, но она частью разрознена, и поэтому возникла идея использовать эту часть путем художественного вымысла, т.е. написав два-три приключенческих романа. Такого у нас еще не было, и я очень надеюсь, что мне удастся это сделать. Я даже придумал названия для пары из них; так, поскольку ойраты делали свитки буддийских сутр подходящими под размер колчана (вот она - воинственность и религия!), одну из них хочу назвать "Сутры в колчанах". Причем буддизму как таковому будет уделяться не слишком много внимания, акцент, в частности, будет в этой книге сделан на то, как учение Будды было приспособлено под воинские и иные потребности ойратов. И все будет завязано на современности и даже определенной перспективе... Дело стало за малым - нужна определенная поддержка.
Про то, как буддизм "ослабил" народ. Это неправильно. Наоборот, буддизм поднял ойратскую историю на более высокую ступень. Я как-то выступал на телеканале "Дождь" и передача была посвящена Сергею Шойгу, министру обороны РФ, и его возможной принадлежности к буддизму - самой мирной религии. На передаче я напомнил, что Будда был из клана военных и управленцев - касты кшатриев, и подчеркнул его качества как воина. В джатаках сказано, что он был лучшим, так сказать, спортсменом: хорошо метал копье, боролся. И в 29 лет он ушел из дому сложившейся личностью, с хорошей военной и административной подготовкой. И даже свое учение он строит по военным лекалам: 4 благородные истины, восьмеричный путь, 10 деяний и т.д. Например, в буддизме чакравартин - идеальный правитель. Тот, который "вращает колесо учения". Но чакра - это боевое оружие, метательный диск.
Еще один штрих. Сложилось так, что люди, принимающие буддизм, обязаны принять "прибежище" в Будде. Это неправильно по смыслу, ибо молитва "Прибежища", в действительности, имеет смыслом поиск защиты, и никакого слова "прибежище" нет в оригинале.
Молитва на санскрите читается так: Буддам шаранам гаччхами Дхармам шаранам гаччхами Сангхам шаранам гаччхами
В переводе: "Иду под защиту Будды, иду под защиту дхармы, иду под защиту сангхи". Гаччхами - я иду, шарана - защита, причем слово "шарана" взято из военного лексикона, это даже, в некотором смысле, оборона, активное действие ...
Кроме того, в буддизме есть ряд работ, где говорится об активной военной защите народа и страны. Там четко сказано, каким должно быть правительство, как должно осуществляться управление государством.
Академик В.В. Бартольд говорил, что буддизм укрепил калмыков, а тибетцы, приняв буддизм, построили огромную империю.
Ойраты по-своему, можно сказать, творчески, освоили буддизм и установили его как основу идеологии своих государств. Буддизм был повернут к нуждам государства, вспомним ойратских ханов периода расцвета их государств: это Байбагас-хан, покровительствовавший буддизму, бывший монах Галдан Бошокту - хан, выдающийся полководец и предводитель, и многие другие.
Из всех буддийских народов только ойраты (это в отношении постчингисовой эпохи) пошли на Запад, они иногда даже пытались буддизм навязать киргизам и казахам. Пребывая в России, калмыки не стремились распространять буддизм среди своих иноязычных подданных, например, среди туркменов, татар.
- Российский период истории нашего народа нам более-менее известен, да и буддизм у калмыков, явно не белое пятно, а вот ойратский период, да еще в Персии, Афганистане - сплошные сумраки....
- Да, это так, как-то я работал в Российском государственном архиве древних актов, так вот там документов, касающихся калмыков и ойратов в несколько раз больше, чем персов и других народов. Много материалов, написанных на тюркском языке арабским письмом- причем, это из переписки калмыцких ханов. Они ждут своих исследователей, насколько я знаю, у нас этим занимается В. Тепкеев из КИГИ РАН.
Когда ойраты оказались в Персии, их религией был буддизм, вероятно, еще уйгурский, т.е. во многом с индийскими корнями. Я не говорю здесь о т.н. тенгрианстве, т.к. оно не было и не является религией, это определенная система мировоззрения, возможно, составляющая древнюю основу любой религии. Так вот, например, армянские историки-современники тех событий - Вардан Великий, Киракос Гандзакети, тот же Рашид-ид-дин, в своих работах дают имена будд и бодхисаттв, привечавшихся в Персии периода ранних Ильханов, именно в их санскритском звучании, а не в тибетском: Шакмони - это Шакьямуни, Мадрид - это Майтрейя. И, спустя немногим более 100 лет, с начала 15 в., начинается мощный подъем такого крупного субэтноса ойратов, как чоросы, чьими потомками стали джунгары и дербеты. И всё это время, вплоть до падения Джунгарии в середине 18 в., свитки сутр и шастр, но уже тибетские, образно говоря, были в колчанах воинственных ойратов. На огромных просторах Центральной Азии схлестнулись две ведущие силы того времени - ойраты и маньчжуры, правившие Китаем, причем и те, и другие показывали себя как радетели и защитники тибетского буддизма. Война, вернее, войны между ними шли на взаимное уничтожение, и их значение было столь велико для всего региона, что известный французский историк М. Куран назвал свою книгу "Центральная Азия в 17-18 вв.: империя маньчжуров или империя калмыков?", она была издана в Лионе в 1912 году.
Буддизм, я бы сказал, отшлифовал военное дело ойратов. Поэтому давним врагам ойратов - маньчжурской династии Цин - важно было нивелировать роль буддизма у ойратов - это с одной стороны. С другой, наоборот, правители Цин стремились взять под контроль ламство, чтобы влиять на политику ойратов -неважно, будь то в Джунгарии, в Тибете или в России. Видимо, в этом одна из основных причин практически полного отсутствия у ойратов и калмыков института хубилганства, когда сам хан, т.е. одно светское лицо, становился своего рода чакравартином - и светским, и религиозным правителем, лама уже не был в столь высоком положении, как, например, могло иметь место при династии Юань или при тех же Цин. Таким образом, религия у ойратов должна была подчиняться целям государства.
Но мастерство ойратских и калмыцких лам признавалось буквально повсеместно, они, например, были ведущими ламами в таком крупнейшем монастыре Пекина, как Юнхокунг...
В конце прошлого года я был на конференции "Сохранение, развитие и распространение буддийской культуры и наследия" в Непале, в Лумбини, где родился Будда. В Непале, как мы все знаем, недавно произошло разрушительное землетрясение, а в Лумбини всё цело. Буддийские комплексы, храмы не пострадали. А ведь всего 200 с лишним километров от эпицентра.
На этой конференции я встретился с археологом Ашраф Ханом из Пакистана, который сказал мне, что он происходит из монгольских народов, хотя и принадлежит теперь к пуштунам. Таким образом, выходит, что нам в том регионе этнически близки не только хазарейцы, живущие в центральной части Афганистана (по большому счету, они - потомки ойратов и монголов, осевших в афганском местечке Бамиан по пути из Персии в Монголию в конце 13 в.), но также какая-то небольшая часть пуштунов - для меня это было в известном роде открытием.
Ашраф Хан работает в Таксиле - столице древней Гандхарской области, где сошлись эллинское искусство (оказавшееся там благодаря завоеваниям Македонского) и индийское культурное влияние. Гандхарское искусство - это уникальный синтез западной и восточной цивилизаций, именно в это искусство уходит корнями буддийская иконография и скульптура. Например, на знаменитых скальных статуях Будды в Бамиане, ныне разрушенных теми же пуштунами-талибами, было заметно влияние гандхарской культуры: очевидцы отмечали, что лик Будды напоминал лицо Александра Македонского и статуи стояли в греческих тогах...
Кстати, в Пакистане - исламском государстве - сохранилось много буддийских святынь и там очень бережно относятся к ним.
- Баатр, мы начали беседу с учебы в Дхарамсале. Удалось встретиться с Его Святейшеством Далай ламой?
- Во время учебы несколько раз встречался с Его Святейшеством, я ему очень признателен за проявленный интерес к результатам моих изысканий. По возвращении из Индии был такой случай. Дело было в Госдуме, Далай лама должен был пройти в один зал, но потом указали путь в другой, тут все расступились, и я, стоявший в сторонке, оказался прямо на его пути. Он, увидев меня, подошел: "Это ты! Ты учился у нас, помню, что болел, как сейчас твое здоровье?". У Его Святейшества поразительно цепкая память... Я несколько дней болел в Дхарамсале, трое суток не пил, не ел, не спал и был страшный упадок сил. И вот, когда западная медицина в лице австралийских медиков оказалась бессильна что-либо сделать, пришел личный врач Далай-ламы, пощупал мой пульс и дал пилюлю, из которой сделали порошок, черный и блестящий, как антрацит. И сказал как принимать и какие мантры читать. Через сутки я ушел из госпиталя на своих ногах, хотя и шатаясь. Организм получил мощную поддержку в виде тибетских лекарств, которые, как в данном случае, сносят всю больную микрофлору организма и сажают заново свою - происходит своего рода перезагрузка организма.
- Баатр, я знаю, что ты часто выезжаешь заграницу, читаешь лекции в университетах, не выбирался в родной университет - КалмГУ?
- Честно говоря, лишь однажды, лет 10 назад, дал одну пару в КалмГУ. Почему так не много? Не знаю... Может, потому что не совпадают наши учебные планы. Но я, в общем, на связи с нашими учеными и исследователями - например, из КИГИ РАН, Института переподготовки учителей, когда бываю в Элисте, стараюсь всегда зайти в КалмГУ к своим бывшим учителям - профессорам В.Б. Убушаеву, А.Н. Команджаеву, В.И. Колеснику, всегда помню о своем наставнике профессоре У.Э. Эрдниеве.
Буддийская тематика актуальна сейчас, можно сказать, как никогда ранее. В разных городах и странах идут конференции и симпозиумы, буддизм признается "мягкой силой" государствами. Например, РУДН и Музей Востока намечают провести в августе международный семинар в Москве "Буддийское образование, этика и искусство: индо-российские перспективы", к его участию привлечены и наши калмыцкие ученые и учителя. Также будут ученые из Индии, Непала, США, Монголии, Украины, в ходе конференции большой акцент будет сделан на роли буддийского образования.
Вхожу в состав рабочей группы по выработке Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, образованного в Министерстве образования РФ. Сегодня возрастает роль воспитания в школе, и ученые обратили внимание на некоторые аспекты буддизма и считают, что буддийское воспитание очень ценно. Во главе рабочей группы профессор В.М. Филиппов - ректор РУДН, председатель ВАК, бывший министр образования РФ.
Я сегодня продолжаю заниматься историей и перспективами буддизма в России и Калмыкии. Недавно стал соавтором коллективной монографии "Буддизм в монгольской истории, культуре и обществе", изданной за рубежом, в ней помещена моя глава "Шакур-лама: последняя попытка построить буддийское государство". Я пересматриваю роль этого выдающегося буддийского деятеля, который должен занять достойное место в истории нашей религии и нашего народа.
- Сейчас в школах преподают основы религиозных культур и тику. Слышал, что твой учебник "Основы буддийской культуры", выпущенный издательством "Дрофа", имеет успех?
- Да, я основной автор "дрофовского" учебника "Основы буддийской культуры", который получил оценки "отлично" в РАН и РАО, и хорошо встречен как критиками, так и учительским и родительским сообществами. Кстати, я горжусь тем, что на нее положительную рецензию дал настоятель хурула Анджа-гелюнг. Есть и другая книга "Основы буддийской культуры", это даже не учебник, а учебное пособие, оно вышло в издательстве "Просвещение", но, к сожалению, по ряду причин, оказалось не самым удачным вариантом, что отмечается как учителями, так и экспертами. В Калмыкии в школах в основном распространено это учебное пособие, но в ряде учебных заведений республики учителя и родители сами складываются и покупают наш учебник. Он входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В учебнике много картинок, фотографий и она легка в восприятии и понятна для детей. Наша книга находится на столах многих российских учителей нового предмета.

Менке КОНЕЕВ

Справка "Хальмг унн"

Китинов Баатр Учаевич, кандидат исторических наук, доцент РУДН, был заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН. В Москве 24 года. Супруга Байрта, кандидат социологических наук - работает в структурах правительства столицы, дочь Кермен - юрист, сын Мигмер - экономист.