Это нужно живым...

11-04-2016, 17:19 | Память

Тринадцать лет сибирской ссылки остались в памяти калмыков навсегда. Это горечь несправедливого решения власти, потеря родного дома, страшное время голода и холода. Но вместе с тем дети, сосланные вместе с родителями в Сибирь, вспоминают сегодня и доброту местных жителей, первую любовь, школу, где учились дети самых разных национальностей. Вспомнить об этом, пережить встречу с некогда близкими людьми, увидеть до боли знакомые места довелось супругам Мукубеновым, которые побывали в Новосибирске летом 2015 года.
"Мы давно собирались посетить те места, где выросли, - рассказывает Лидия Мутлаевна, - главной целью нашей поездки стала дань памяти, которую мы хотели отдать нашим родным, навсегда оставшимся лежать в сибирской земле". Ее отец, Мутл Басанов, был призван на фронт, воевал в составе 110-й Кавалерийской дивизии, в 1943 году был комиссован по состоянию здоровья. Сама Лида родилась в мае 1944 года, о тяготах первых лет ссылки знала по рассказам, как и о своей далекой родине - степном крае красных тюльпанов и вольного ветра. Все перенесённые невзгоды и ранения отца сказались на его здоровье, он умер в 1951 году, похоронен в селе Новый Карапуз Новосибирской области.
В соседнем селе несколькими годами раньше (в 1948 году) нашла свое последнее пристанище Кукша Мукубенова и один из ее сыновей. Муж, отец Максима Бембеевича погиб во время войны под Сталинградом. Так Максим остался один на всем белом свете. Пропасть не дали односельчане, с которыми его семья была выслана из п. Догзмакин. Но горя и бед пришлось хлебнуть немало. Три года подряд он ходил в первый класс, учиться ему нравилось, но как только наступала зима, приходилось мальчонке сидеть дома: одежды и обуви у него не было. Только благодаря большому желанию овладеть знаниями Максим Мукубенов смог добиться в жизни многого.
Со своей женой он встретился уже после того, как вернулись в Калмыкию. Лидия Мутлаевна работала учителем в п. Кануково, который находится практически рядом с п. Догзмакин, где после возвращения жил Максим. Молодые дружили три года, после того, как Максим Бембеевич окончил Московскую сельскохозяйственную академию имени К. Тимирязева, они поженились. В этом году они отметят золотую свадьбу.
Жизнь шла своим чередом: дети, работа, потом внуки... Но всегда им хотелось вернуться в те места, где прошло детство, где бегали босоногой ребятней. В прошлом году они осуществили свою мечту.
"Конечно, многое изменилось, - рассказывает Лидия Мутлаевна, - в моем селе Новый Карапуз раньше было около 360 домов, сейчас осталось около 30, молодежи практически нет. Дом, в котором мы жили, уже давно снесен, на его месте сегодня пустырь. Но остался лесок, где мы собирали грибы и ягоды. Природа не изменилась: так же, как и раньше, все зелено и красиво". Здесь супруги встретили соседку, бабушку Аню, ей уже 95 лет. Она с удовольствием поделилась воспоминаниями о калмыках, которые когда-то жили в деревне. А в семейном альбоме нашлись фотографии, где запечатлены и те, кто был сослан в эти края и смог преодолеть все трудности.
Незабываемой стала встреча с женщиной, оказавшейся одноклассницей подруг Лидии Мутлаевны. Она рассказала о том, как они дружили, вспомнила прекрасные математические знания одноклассницы - калмычки Дуси Алексеевой, которая теперь работает учителем в одной из школ п. Большой Царын.
Побывали и в селе, где вырос Максим Бембеевич. С грустью поделился он воспоминаниями о том, что не было денег на билет, чтобы вернуться в родную республику после ссылки. Председатель колхоза дал работу - почистить скотный двор, так и заработал на дорогу. Возвращался с односельчанами, которым помогал грузить и следить за вещами. В памяти проносились образы одноклассников, учителей, друзей, с которыми бегал в школу...
На кладбищах провели положенные обряды поминовения, отдав дань памяти не только своим родным, но и всем, кто остался навсегда в этой земле. Вместе с ними в поездку отправился их внук. Лидия Мутлаевна уверена, что память, которую хранят сердца детей Сибири, должна быть передана будущим поколениям. Это было непростое время, полное лишений, но забывать о нем нельзя.

Татьяна ЧУДУТОВА