Слово об отце, солдате, труженике

13-04-2016, 17:51 | Память

Мой тесть, Эрдни-Горяев Манджи Эрдни-Горяевич, родился 4 марта 1922 года в селе Чапчалган Приволжского улуса Калмыцкой автономной области (здесь и далее повествование изложено на основании его воспоминаний, свидетельств очевидцев, личных документов, архивных источников. - Авт.). Со слов его родителей он родился в год "собаки" или "ноха джил" по-калмыцкому (согласно летосчислению по двенадцатилетнему животному циклу).
Родители Манджи Эрдни-Горяевича были простыми безграмотными калмыками: отец - рыбаком-промысловиком, мать вела домашнее хозяйство, поэтому они мечтали дать сыну хорошее образование и после окончания школы отправили на учебу в г. Астрахань, в Калмыцкое педагогическое училище.
Утро 22 июня 1941 года, после выпускного вечера, как и многих его сверстников, встретило известием о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на нашу Родину. Он сразу же прибыл в райвоенкомат, но ему выдали броню, временную отсрочку от призыва в действующую армию. И некоторое время Манджи поработал учителем начальных классов в Барунской семилетней школе Калмыцкой АССР.
В феврале 1942 года был призван на действительную военную службу и направлен курсантом в Новочеркасское кавалерийское училище, которое в ту пору начало готовить из новобранцев республики младших офицеров для 110-й ОККД. Всего подготовку проходили три взвода, по 36 курсантов в каждом. В 1942 году войска фашистской Германии рвались к Волге, на Кавказ. С августа по сентябрь 1942 года Манджи Эрдни-Горяевич в составе училища (1-й эскадрон 1-го Кавдивизиона), к тому времени эвакуированного в г.Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ) и далее в Кировабад, уже участвовал в боевых действиях на Южном фронте. О героизме и мужестве курсантов училища свидетельствуют выдержки из докладной "О боевых действиях Новочеркасского кавалерийского училища в период с 4.8.42 по 5.9.42 г.". В сентябре 1942 года начальник училища полковник Калюжный и военком училища батальонный комиссар Лагута докладывали генерал-инспектору кавалерии Красной Армии генерал-полковнику Городовикову следующее (приводится дословно. - Авт): ..."Противоположность кабардинцам составляли два взвода калмыков. Калмыки дрались, как львы. Будучи в окружении, выходили из окружения одиночками и группами, но с полным снаряжением и вооружением, не бросая ни одной мелкой детали из имеющегося у них социалистического имущества и матчасти. Характерен факт, когда был убит курсант национального эскадрона (калмык), его товарищи поклялись тут же на поле боя над его телом отомстить фашистам и лихо бросились в атаку".
Примечательны строки из этой же докладной, где отмечено, что Новочеркасское кавалерийское - единственное из числа всех училищ дважды участвовало в боях за освобождение Родины, и потому было выражено ходатайство о присвоении училищу звания ГВАРДЕЙСКОГО. Военным Советом 37-й Армии в приказе училищу в целом за боевые заслуги, геройство и преданность Родине объявлена благодарность. Манджи Эрдни-Горяевич с сентября 1942-го по ноябрь 1943 года, будучи курсантом, воевал в составе 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Сложившаяся тяжелая военная обстановка на Южном фронте требовала пополнения частей младшими командирами. Курсантов-калмыков 2-го и 3-го взводов училища выпустили с присвоением звания сержанта, а 1-й взвод оставили доучиваться и выпустили потом лейтенантами. С ноября 1943-го и по февраль 1944 года в составе 4-го истребительного противотанкового дивизиона указанного корпуса уже командовал отделением ПТР. Так, в боях он постигал суровую военную науку побеждать. Оборонял Кавказ, участвовал в освобождении захваченных оккупантами южных территорий страны, г. Ростов-на-Дону, юго-восточных районов Украины.
В феврале 1944 года по национальному признаку в связи с депортацией калмыцкого народа был снят с фронта и отправлен на строительство Широковской ГЭС в Молотовскую область (ныне Пермский край). Это - каторжный труд, и не всем было суждено выжить в тех нечеловеческих условиях. И, несмотря на тяжелую болезнь (двустороннее воспаление легких), благодаря своему крепкому молодому организму, он чудом выжил, а в сентябре 1945 года был демобилизован.
Своих родных фронтовик М.Э.-Г.Эрдни-Горяев нашел в далеком Красноярском крае. К сожалению, к тому времени в живых отца и мать уже не застал. Осталась только младшая сестра Бося. Родители, не дожидаясь возвращения с фронта сыновей - Церен-Убуши и Манджи, поддались на уговоры, нанялись на рыбные промыслы и отправились пароходом вниз по Енисею. По пути оба тяжело заболели и умерли, были похоронены предположительно в районе реки Игарки.
Мирная трудовая жизнь Манджи Эрдни-Горяевича началась в Хакасии в сентябре 1945 года военруком школы С5 Черногорска. Заведующему гороно надо было обладать определенной долей мужества, чтобы назначить калмыка, представителя репрессированного народа, на столь ответственную должность. Тем не менее, не взирая на запреты, ему, как фронтовику, было доверено учить детей военному делу. Документы об окончании педучилища были утеряны при высылке родных в Сибирь, и понадобилось время, чтобы получить подтверждение из г. Астрахани. В сентябре 1946 года он был переведен в Черногорскую школу В учителем начальных классов, и с того времени ещё более четырех лет учительствовал в разных школах. В Черногорске Манджи Эрдни-Горяевич встретился со своей будущей супругой -землячкой из соседнего села Батут Б.М.Бембеевой. Вскоре они поженились, свадебный вечер провели скромно, без всяких излишеств. В совместном браке счастливо прожили 63 года, и светлую память о супруге он сохранил до конца своей жизни. У них в Сибири родились пятеро детей.
Чтобы растущей семье прожить без нужды, в августе 1948 года им пришлось сменить место жительства на сельскую местность, а ему позже - и работу. С февраля 1951 года более шести лет М.Эрдни-Горяев проработал бухгалтером фермы в Черногорском овощно-молочном совхозе, вплоть до возвращения на родину. По вызову Калмыцкого облоно он с семьей в июне 1957 года прибыл в Калмыцкую автономную область и был направлен в Каспийский район. Здесь его сразу же назначили учителем начальных классов в Северную семилетнюю школу с преподаванием калмыцкого языка в старших классах.
С октября 1959 года по март 1980 года Манджи Эрдни-Горяевич работал на различных ответственных должностях, в том числе заведующим сектором печати в Калмыцком обкоме КПСС. В августе 1967-го он был утвержден редактором районной газеты "Приморские известия", коллективом которой руководил более девяти лет. Трудовая жизнь в предпенсионные годы и после выхода на заслуженный отдых была посвящена хозяйственной (Республиканское агентство "Союзпечать", правление Союза журналистов Калмыцкой АССР, Госкомитет Калмыцкой АССР по профтехобразованию) и научной деятельности. Как труженик старой закалки, он всегда был занят делом, пока позволяло здоровье. Особой вехой в своей жизни считал работу в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН в течение тринадцати лет (1988 - 2001 гг.). На научном поприще с прекрасным знанием родного языка, поездками по республике и записями бесед со знатоками народных обычаев, обрядов и традиций ему удалось собрать богатый материал по калмыцкому фольклору. Институтом это уникальное собрание калмыцких благопожеланий (йорялов) было издано в 2010 году в книге "Калмыцкие народные благопожелания". Манджи Эрдни-Горяевич всегда и во всем стремился быть примером для родных и близких. По свидетельству очевидцев и тех, кто знал его, он - скромный, честный и порядочный человек, прост в общении, чуждый зависти, бахвальству, высокомерию. Его тяга к знаниям была просто поразительна, и этого же он хотел от своих родных. В 1966 году, когда среднюю школу оканчивали сын и старшая дочь, одновременно с ними без отрыва от производства окончил Ставропольский педагогический институт. Вместе с Булгун Манджиевной всем детям дали высшее образование и путёвку в жизнь. Забота о детях у них была трогательна и наполнена особым смыслом. Они гордились своей младшей дочерью, которая смогла многого добиться в научной и преподавательской деятельности в престижном медицинском вузе г. Волгограда. Где бы М.Э.-Г.Эрдни-Горяеву ни приходилось трудиться, ему доверяли руководящую должность, он работал не покладая рук, с достоинством и честью старался оправдать оказанное ему высокое доверие: искренне считал себя коммунистом, не мог запятнать честь партии, в рядах которой состоял более сорока лет. Многие годы он был членом Союза журналистов Калмыцкой АССР, и в этой организации ответственным секретарем правления проработал в течение трех лет.
О заслугах Манджи Эрдни-Горяевича свидетельствуют многочисленные награды и звания. За боевые подвиги он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Кавказа", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", многими юбилейными медалями. Краткая биография его помещена в книге "Солдаты Победы", посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Трудовые заслуги отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалью "Ветеран труда", Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР, ПТУ связи Калмыцкой АССР и другими. Ему присвоены высокие звания "Почетный гражданин Республики Калмыкия" и "Почетный гражданин Лаганского района". Манджи Эрдни-Горяевич прожил долгую и счастливую жизнь, всего три дня не дожив до своего 94-летия. Главное богатство, оставшееся после него, - большая дружная семья, его многочисленные родственники. Он по праву был старейшиной своего большого рода, непререкаемым авторитетом для родных и близких, которые дорожили его мудрым словом и добрым советом. Он был прекрасным семьянином, хорошим отцом, любящим дедушкой, гордился своими шестью внуками и десятью правнуками.
Как гражданин и патриот страны, он живо интересовался происходящими событиями, радовался достижениям и успехам республики. Ему посчастливилось лично общаться с Басаном Бадьминовичем Городовиковым, которого как личность почитал и уважал, считал славным сыном калмыцкого народа. Также с уважением отзывался о ветеранах войны и труда, помнил своих однополчан, друзей. Сам, будучи ветераном войны и труда, часто получал приглашения и принимал участие в различных юбилейных мероприятиях. Он обладал широким кругозором, был интеллигентным человеком. К чести его, прекрасно владел родной речью и огорчался, что молодые люди редко общаются между собой на калмыцком языке. Хорошо знал и соблюдал традиции и обычаи своего народа, любил национальную кухню, особенно блюда, приготовленные супругой.
Волею судьбы Манджи Эрдни-Горяевич стал последним из числа курсантов-калмыков Новочеркасского кавалерийского училища, кто дожил до 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Более сорока лет мы прожили в браке с его дочерью Валентиной Манджиевной. Жизненный путь М.Э.-Г.Эрдни-Горяева заслуживает самых добрых слов, поскольку все воспоминания о нем подкреплены также моими собственными наблюдениями от личного общения с ним, причем на самые разные темы.
Несомненно, его уход из жизни, пусть даже в преклонном возрасте, - невосполнимая боль и горечь утраты для всех родных и близких. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

Валерий ЛАНЦЫНОВ с уважением и чувством благодарности
к М.Э.-Г. Эрдни-Горяеву