Готовил самолёты к бою

19-07-2016, 11:22 | Современник

Сегодня в Городовиковском районе проживают семь участников войны. Один из них - Борис Петрович Сень. Он хорошо известен представителям старшего поколения города и района. Трудился механиком в учебном хозяйстве Башантинского сельхозтехникума, руководил гидроучастком, возглавлял партийную организацию колхоза "Ленинец". Но все это в мирное время. А прежде была война...
- Родился я на Ставрополье, - рассказывает он о себе. - Детство мое было трудным. Мать умерла в 1929 году. Отец привел в дом другую женщину. Каков хлеб на вкус у мачехи, я понял очень скоро. Рос практически без родительского пригляда. В 1934 году семья переехала в Башанту. Здесь я пошел в школу. Окончил семь классов. Учился вместе с Александром Костиным, бравшим Берлин в мае 1945 г., заядлым футболистом Павлом Каргальским, Алексеем Поляковым, Георгием Лазаревым, будущим Героем Советского Союза. Все они ушли на фронт раньше меня, так как были постарше. Храню добрую память обо всех, с кем меня свела судьба.
- Школа, в которой вы постигали науки, ныне носит имя Георгия Лазарева, как и одна из улиц в Городовиковске. Борис Петрович, вы, вероятно, последний в районе, кто хорошо знал, видел, общался с Жорой. Каким он запомнился вам?
- Ничем особым он не выделялся. Парень как парень. И все же в нем ощущался какой-то стержень внутри, твердость и характер. Я думаю, это и позволило ему совершить подвиг на венгерской земле, когда он в критический момент боя бросился со связкой гранат под гусеницы фашистского танка.
Отца моего, Петра Васильевича, призвали в армию в феврале 1942-го. Служил в пехоте. Сгинул он без вести в марте 1945-го. До сих пор я не знаю о нем ничего и вряд ли что уже узнаю.
В октябре 1944 года подошел черед встать в строй и Борису Петровичу. Вначале определили его в школу младших командиров в г. Моздок. После двухнедельного обучения направили в Польшу для прохождения службы в полку дальней авиации.
Именно летчики этого полка первыми во всей Красной Армии в начале войны подвергли бомбардировке Берлин - столицу фашистского рейха. Командовал этим прославленным подразделением Герой Советского Союза полковник Александр Молодчий.
- Здесь я прошел ускоренные курсы по подготовке младших авиационных специалистов и получил военную профессию механика по вооружению. В полку имелось 36 тяжелых бомбардировщиков Ил-4. Это была грозная боевая машина, обладающая большой разрушительной мощью.
Каждый самолет имел на вооружении два крупнокалиберных пулемета, сразу мог сбросить на противника свыше двух тонн смертоносного груза. И все это хозяйство лежало на наших плечах. Я и сегодня, доведись мне, соберу и разберу пулемет. Руки вспомнят.
Для победы в воздухе надо, чтобы четко сработали все наземные службы. Этим и были заняты все, начиная от топливозаправщика и заканчивая механиками по вооружению, самолету и двигателю. Полк выполнял особо важные задания по уничтожению стратегических объектов Германии. Огнем с воздуха поддерживал наступающие части.
Обычно вся наша работа начиналась под покровом темноты. Аэродром в это время напоминал собой растревоженный улей. Самолеты, под завязку наполненные бомбами, натужно ревя, один за другим покидали взлетную полосу и растворялись в ночи. Нам же оставалось ждать. Самым тяжелым в нашей службе являлись не вражеские налеты, не ночные тревоги, ко всему этому можно привыкнуть, а томительное ожидание возвращения экипажей после выполнения ими опасного боевого задания.
- Потери в полку были частыми?
- К огорчению, да. Счастьем считалось, когда совпадали взлет и посадка. Пилоты Геринга воевали умело. Однако к 1944 году прошло то время, когда немецкие асы безраздельно господствовали в воздухе. Мы также научились многому. На слуху у всех были имена наших летчиков-истребителей Александра Покрышкина, Ивана Кожедуба, других героев воздушных боев, на счету которых значились десятки сбитых самолетов противника.
- Случались ли курьезные моменты в вашей фронтовой жизни?
- Не могу забыть такой эпизод. Как -то после завершения полетов вдруг в небе раздался гул неведомого нам самолета. Мы сразу определили - не наш. Но кто же он? Незваный гость стал садиться. Включили прожектор, и мы увидели на фюзеляже свастику. Фашист! Видимо, пилот по ошибке принял наш аэродром за свой. По нему тут же был открыт огонь, однако летчик дал газ и был таков.
- Недавно мы в очередной раз отметили День Великой Победы. Что вы, как участник войны, можете сказать по этому поводу?
- Сейчас можно слышать разное о том героическом времени, дескать, плохо воевали, пролили много крови. Надо было побеждать врага иначе. А как?! Мне обидно и досадно за таких горе-правдоискателей. Нет, не затем погибали, сгорали в самолетах летчики моего авиаполка, чтобы кто-то глумился сегодня над их памятью. Нельзя забывать, что вопреки всему именно наш советский солдат поднял Знамя Победы над поверженным рейхстагом. Принес мир и покой народам Европы.
- Снится ли вам война?
- Раньше случалось. А теперь нет. И слава Богу.

Владимир ШОВУНОВ,
г. Городовиковск