Судьба девочки из станицы Нижнечирской

19-09-2016, 17:20 | Память

Хочу рассказать о судьбе моей матери, Бураевой Ольги Васильевны, в девичестве -Азотовой, и ее родных. Основываюсь на ее воспоминаниях, а также моего отца Бураева Александра Петровича. Поколению моих родителей пришлось жить в нелегкое время: революция, гражданская и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии. Много тяжелых испытаний выпало на их долю.
Моя мама, Ольга Васильевна, родилась в 1910 году в станице Нижнечирская Калачевского района Сталинградской (ныне Волгоградской) области. В семье Азотовых она второй ребенок из четверых детей: у нее были братья Глеб, Петр и сестренка Шура. Во время гражданской войны 1918-1920 годы их станица была местом ожесточенных боев. Село много раз переходило то к белым, то к красным. Осенью 1918 года белогвардейцы начали наступать. Мой дедушка Василий и дядя Глеб защищали родное село.
Однажды белогвардейцы захватили станицу Нижнечирскую, согнали стариков, женщин и детей в амбар. В тот злополучный день дедушку ранило сквозной пулей в щеку, и пуля задела язык. Он не мог разговаривать, только мычал. Дядя Глеб переправил его на лодке за Дон, в безопасное место. Мою маму и дядю Петю соседи, донские казаки, спрятали в погребе. Бабушка и тетя Шура не успели укрыться, их, как и многих других, согнали в амбар, там расстреляли.
Дядя Глеб вернулся, чтобы спасти остальных. Узнав о случившемся, он побежал к амбару, но в живых никого уже не было. Собрался уходить, как услышал тихий детский плач. Так он нашел младшую сестренку. Глеб отнес в ту семью, которая приютила его сестренку Олю (мою маму) и братишку Петю. Он попросил присмотреть за детьми, а сам отправился к отцу.
Моя мама с братом и сестренкой остались жить в той семье. Они помогали по хозяйству, по очереди пасли овец. Спустя некоторое время прошел слух, что белогвардейцы снова готовят наступление. Когда Петя услышал эту весть, его охватил страх, из-за чего у него случился разрыв сердца. Потеряв родных, мама так и осталась жить с сестренкой в семье донских казаков. Вот так и пережили революцию, гражданскую войну, голод, разруху.
Установилась советская власть, создавались колхозы. Жизнь постепенно стала налаживаться. В 1925 году мама вышла замуж за моего отца, Бураева Александра Петровича, 1901 года рождения. У них рождались дети, некоторые из них умерли. Родители строили новую жизнь, надеялись на счастливое будущее. Но наступило 22 июня 1941 года. Мой отец и дядя Глеб в начале войны ушли на фронт и отважно сражались на полях битв. В августе 1943 года под Харьковом, обороняя город Дергачи, погиб мой дядя, Азотов Глеб Васильевич, 1900 года рождения. Много лет о нем ничего не было известно. Только в 2015 году родные узнали, что имя красноармейца Глеба Азотова высечено на памятнике в хуторе Верхнерубежный, что находится в Волгоградской области, откуда в 1941 году он был призван на войну.
В 1943 году начались сталинские репресии. Маму с детьми выслали в Сибирь, в Алтайский край. Там ей, как и тысячам соплеменникам, пришлось пройти суровые испытания, она трудилась на тяжелых работах. Мой дедушка Василий Азотов с младшей дочерью Шурой попали на Урал, в город Тавду. Тетя Шура работала на лесопильном заводе, но вскоре, заболев чахоткой, умерла, вслед за ней скончался и дедушка. В 1944 году моего отца, Бураева Александра Петровича, сняли с фронта и отправили в Широклаг. Спустя несколько лет он воссоединился с семьей.
В 1957 году наша семья вернулась на родину, в Волгоградскую область, в село Громославку. Местные русские встретили нас хорошо, помогли обустроиться. Родители построили дом, завели хозяйство, посадили огород, разбили сад, жили хорошо, дружно. Они были честными, трудолюбивыми и очень скромными людьми, пользовались большим уважением односельчан. И нас, своих шестерых детей, приучили к труду с детства. Родителей давно нет с нами, но память о них жива.

Надежда БУРАЕВА, г. Элиста