Честное служение детству...

В мире много профессий забытых, есть модные и такие, что всегда нужны. К ним, безусловно, относится профессия учителя. Задача его состоит не только в том, чтобы помочь ученику развить способности, но и дать ему понять, что талант, отпущенный человеку природой, – это ещё и большая ответственность. А уважительное, заинтересованное отношение к каждому ученику – вот первый признак хорошего учителя и руководителя учебного заведения. Одним из таких по праву является учитель калмыцкого языка и литературы, директор МКОУ «Большецарынская СОШ №2 им. М.В. Хонинова» Эрдни Потаевич Канкаев.
На принципах
демократизации и гуманизации
У Сент-Экзюпери в «Письме заложнику» есть такая фраза: «Жизнь создаёт порядок, но порядок не в силах создать жизнь». В основе административной и педагогической деятельности Эрдни Потаевича лежит именно этот принцип. Как руководитель, он создал благоприятную атмосферу в школе, доброжелательную обстановку взаимопонимания, вовлекая педагогов в разнообразную деятельность, учитывая при этом их способности и увлечения, многое показывает на своем примере. Так, в 2019-м году принял участие во Всероссийском конкурсе среди педагогических работников России на лучшую форму мероприятия в рамках Дня славянской письменности и культуры. Представленная им работа по итогам конкурса вошла в число лучших практик проведения мероприятий, посвященных этому празднику. В 2020-м году победил на региональном этапе XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет “За нравственный подвиг учителя”. В 2021-м году стал призером межрайонного конкурса “Лучший социальный партнер”, занял I место в республиканском заочном конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные программы и темы внеурочной деятельности. Им созданы условия для творческого роста каждого из членов педагогического коллектива, в первую очередь, молодых педагогов. Например, молодой учитель истории и обществознания Джиргал Очирова стала призером республиканского конкурса «Педагог года – 2020» в номинации «Педагогический дебют». Учитель биологии Эльвира Иванова награждена дипломом победителя Всероссийского экологического диктанта, учитель географии Нигора Камалова – призер муниципального этапа конкурса «Педагог года – 2021», награждена грамотой БУ ДПО РК «КРИПКРО» за активное участие в проведении практических занятий республиканского семинара. Подопечные учителя технологии Баиры Казаковой ежегодно – в числе призеров республиканского конкурса «Наследие наших предков сохраним и приумножим». Детский хореографический коллектив «Хорошки» под руководством педагога-организатора Людмилы Муковниковой – неоднократный победитель и призер различных конкурсов. В 2021-м году, в рамках реализации проекта «Мана алтн зөөр» («Наше достояние»), отделом незрячих и слабовидящих детей Национальной библиотеки Республики Калмыкия имени А.М. Амур-Санана осуществлена запись «говорящей» книги «Калмыцкие писатели – детям» на калмыцком и русском языках. Произведения М.В.Хонинова вошли в «говорящую» книгу в исполнении учителей МКОУ «Большецарынская СОШ № 2 им. М.В.Хонинова». Эта книга была подарена незрячим и слабовидящим детям на прошедшем 17.06.2021г. мероприятии «Оранжевое настроение». Педагоги школы приняли участие и в радиопередаче «Сказки Риммы Ханиновой на калмыцком», вышедшей в эфир Радио Калмыкии в июне 2021 года. Учителя калмыцкого, русского, английского языков, биологии, начальных классов, воспитатель группы продленного дня прочитали сказки, адресованные детям. Перевод на калмыцкий язык осуществил директор школы Эрдни Канкаев.
Отметим, что коллектив школы – это сплав опыта и молодости, высокого профессионализма и огромного желания молодых учителей достичь таких же высот, как их старшие коллеги. А в числе опытных наставников трудятся три заслуженных учителя Республики Калмыкия, щедро делятся своим опытом педагоги, награжденные нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», учителя, удостоенные Почетных грамот и Благодарностей Министерства просвещения Российской Федерации, министерства образования и науки Республики Калмыкия.
Самосовершенствование –
двигатель прогресса
Самой важной особенностью, которой должен обладать руководитель, является способность достигать результатов посредством собственного самосовершенствования, считает Эрдни Потаевич. Это его формула успеха. Педагоги школы отмечают, что участие в конкурсах, конференциях способствует росту их профессиональных качеств, побуждает учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности учительского труда. Саморазвитие и совершенствование позволяет педагогам добиваться хороших результатов, раскрывать творческий потенциал детей, формировать физически здоровую, свободную, творчески мыслящую личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Вот лишь малая толика достижений учащихся школы за последние несколько лет: Ксения Тё – призёр республиканского этапа конкурса «Степная антилопа» в номинации «Сочинение» (2016), призёр V межрегионального конкурса детских творческих работ «Прозаическое произведение» (2017). Валерия Самбаева – победитель регионального конкурса «Юный правовед», поощрена Почетной грамотой прокуратуры Республики Калмыкия (2018), Роман Пенской – победитель республиканского первенства по легкоатлетическому кроссу в личном зачете, удостоился премии министерства спорта и молодежной политики РК (2019). Сергей Бембеев – призер XVIII республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн төрскм» (2020), Эрвена Манджиева – призер республиканского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (2020). Выпускники школы Алдар Сангаев, Рамазан Раджабов (2019), Людмила Ким (2020) – обладатели золотых значков ВФСК ГТО, Нюдля Чимидова – победитель республиканского конкурса «Избирательное право» (2020), обучающиеся Бальджир Эняева и Максим Кукшев – победители республиканского (дистанционного) марафона «Хальмг келн – мини келн» (2021). Александр Катрунов удостоился диплома II степени регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Калмыкия» (2021).В 2019-м году школа удостоилась благодарности министерства образования и науки Республики Калмыкия за создание образовательной среды, направленной на воспитание и обучение успешных обучающихся, способных конкурировать в общероссийском образовательном пространстве. В год празднования 100-летнего юбилея писателя и воина Хонинова М.В., педагоги и обучающиеся МКОУ «БЦСОШ №2 им. М.В.Хонинова» выступили организаторами, модераторами и докладчиками широкой научно-практической конференции школьников. Учителя и ученики школы приняли участие и во Всероссийской научной конференции «Национальная литература России в поликультурном пространстве: духовно-нравственный и консолидирующий потенциал», проходившей в г. Элисте 11-12 сентября 2019 года. Доклады учителя русского языка и литературы Ларисы Аржановой (содокладчик – обучающаяся 10 класса Тё Ксения) «Детская тема в творчестве Михаила Хонинова («Хитрый Ёж» и «Мой верблюжонок»), учителя калмыцкого языка и литературы Надежды Манджиевой (содокладчик – обучающийся 10 класса Сергей Бембеев) «Чи медхмбч, Смоленскин һазр» романа үгин көрңгин келнә өвәрцс» опубликованы в материалах конференции. В последние годы школа – непременный участник и победитель конкурса культурно-просветительских проектов ПАО «ЛУКОЙЛ».
постоянно работать над собой
Мы всегда будем помнить своих учителей, которые открывали нам мир, вкладывали в нас свои знания и мировоозрение. Конечно, они бывают разными. К одним дети идут на урок нехотя, к другим испытывают безразличие – лишь бы отсидеть урок. Но бывают учителя, которых мы любим всем сердцем, уроки которых превращаются в увлекательное путешествие в мир знаний. Таких преподавателей мы и наши родители уважительно называем – Багш. В данном случае речь идёт не столько о профессиональной, сколько о духовной составляющей личности педагога. Быть учителем – это, несомненно, призвание и талант. Но это ещё и постоянное самосовершенствование, непрерывная, вдумчивая работа над собой. Духовная жизнь человека может быть по-настоящему богатой только в тесной связи её с литературой и искусством. Эрдни Потаевич – член Союза писателей России, автор сборника стихотворений «Ээҗин цаһан седкл» (“Доброе сердце матери”), автор-составитель книг «Буддийские притчи», «Басни И.А.Крылова на калмыцком языке», переводчик на калмыцкий язык святоотеческих книг «Православный катехизис», «Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских», «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье», Сергея Есенина «Я спросил сегодня у менялы», Расула Гамзатова «Журавли» и многих других работ. Его произведения опубликованы в литературно-художественном журнале «Теегин герл», стихотворения включены в антологию поэзии «Моя Россия – Моя Калмыкия» и в литературный альманах «Дар духовный».
Литература и поэзия, безусловно, помогают собственному пониманию человеком истории, судьбы страны. Нетрудно понять, как это важно для Эрдни Потаевича, для его духовной культуры. Учительство для него – это не просто работа, а честное служение детству. Быть предельно требовательным не столько к ребёнку, сколько к себе, – жизненное кредо учителя Эрдни Канкаева.
Намру Манджиев