Картина, к которой хочется возвращаться

06-06-2024, 15:17 | Культура

Есть в калмыцкой живописи картины, к которым есть смысл возвращаться постоянно. Одна из них – полотно Эдуарда Сангаджиева «Үрс Сар».

Сказать, что живопись его ясна и проста, невозможно. Будет правдой сказать, что она вмещает в себя сложнейший мир мыслей и чувств.
Сангаджиев – художник мысли, его картины – портрет времени, его желание – показать модель мира путем сложного переложения временного среза на полотно. Живопись Сангаджиева, обращенная в прошлое, уводит нас в будущее. Он дает лишь аналогии, предлагая нам довидеть, дочувствовать, додумать. Человек неотделим от времени, живет в его ритме, словно говорит нам художник. И в этом смысле картина «Үрс Сар», безусловно, одна из тех, которая передает творческое кредо ее создателя. Үрс Сар – праздник обновления природы, плодородия, месяц, когда добрые поступки увеличиваются в сто тысяч раз. По легенде, он введен Чингис-ханом. В этот день священнослужители совершают обряд освящения животных и пастбищ. Художник показывает личность правителя как человека, которому многое дано, но еще больше с него спросится. Власть – это забота и долг перед народом. Как пастух заботится о каждой овце своего стада, так и правитель в ответе за судьбу каждого подданного.
Грозную тему исторической ответственности за судьбу нации художник решает светло-мажорной палитрой. Все происходящее на полотне торжественно и возвышенно. Чингис-хан в понимании художника есть человек, объединивший вокруг себя монгольские народы, прекративший междоусобицы, давший каждому роду цель и возможности.
Андре Моруа писал в «Открытом письме молодому человеку о науке жить»: «Всмотритесь – подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке; в ящерице, которая греется на солнышке у вас на балконе; в детях, которые с нежностью смотрят на мать; в целующихся влюбленных; во всех этих домишках, где люди пытаются работать, любить, веселиться. Нет ничего важнее этих скромных судеб».
Слова великого француза не потеряли силу. Кажется, они будто написаны сегодня по отношению и ко мне, и к вам. По крайней мере, меня не удивили слова одного моего знакомого при встрече: «Я хочу просто жить, любить детей, жену, радоваться молодой траве и желтым одуванчикам. Я консерватор, хочу, чтоб река жизни вошла в прежнее русло, и нас не сотрясало от новостей. А иначе наша жизнь будет, как лоскутное одеяло». Об этом говорит и картина Эдуарда Сангаджиева.
Эдуард – философ, сюжеты его картин не могли появиться раньше. Посмотрите на дату – 1994 год. Именно на изломе эпох проявляется способность измерить пространство. Сангаджиев его измеряет языком красок. Он творит на стыке двух различных концепций – европейской и азиатской. Являясь в силу исторических обстоятельств учеником европейской школы живописи, освоив ее законы и традиции, он обратил свой взор к тому, что, казалось, было недостижимо далеко, – живописи восточной. И не мог не воспринять то, что еще недавно составляло суть мировоззрения и верований дедов и прадедов. Веками с потемневших свитков смотрели на калмыков милосердные Бодхисаттвы, разделившие с ними все тяготы пути из сердца Азии в Европу, но идея абсолютной необходимости разметала их тонкие лики по холодным просторам Сибири.
Сегодня внуки тех, кто пришел на просторы европейских степей из сердца Азии, по-новому осмысливают вечные вопросы, вчитываясь в слова Дхаммапады. Есть там и такие слова Будды: «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». Произнесенные тысячелетия назад, они и сегодня составляют нравственную основу нашей жизни.

Гюльфери АККОЧКАРОВА, член Союза журналистов России