Звуки домбры Булгун Манджураковой
«Благодаря гениям калмыцкой народной музыки мы имеем уникальную, самобытную, не утратившую свои архаичные формы народную инструментальную культуру», – пишет замечательный собиратель и подвижник национальной культуры Цевек Цагадинов в аннотации диска-сборника «Танцевальная музыка Калмыкии».
Вместе с именами М. Зубовой, Е. Дертиновой, Б. Эрдниева, Б. Очаева он называет и Булгун Манджуракову.
Когда читаешь слово «гений», примененное к жившему с тобой рядом и хорошо известному человеку, невольно возникает какое-то смущение. Может, оттого, что привыкли, что гении могут рождаться только в Греции, Италии, Германии или в других далеких от нас местах и обязательно у известных своей историей больших народов.
Всемирно известные ученые, приехавшие в Элисту на международный семинар по этнографии монголоязычных народов, удивлялись, как это калмыки за четыре века проживания в России сумели сохранить самобытные традиции, культуру и язык. И тогда начинаешь понимать и утверждаться в мысли, что древнейшая история народа и его героическое прошлое, эпос «Джангар» продолжают питать духовный процесс развития нации. Калмыцкие воины перед боем пели эпические песни под сопровождение музыкальных инструментов. История калмыцкой песни исчисляется многими столетиями. Она была своеобразной летописью и средством вдохновения. Может быть, поэтому только у калмыков мерой длины пути – расстояния является дун – песня. В отличие от прочих народов всех времен, у которых мерой служит та или иная метрическая единица.
Необычайный расцвет песенного и музыкального творчества был достигнут в 60-70-е годы XX века – период возрождения экономики и культуры калмыцкого народа после возвращения из Сибири на родину. Лучшими представителями этого времени являются народные артисты России Валентина Горяева, Валентина Ильцаранова и народная артистка Калмыкии домбристка Булгун Манджуракова. Великие музыканты не сразу становились великими. Просто талант, укрепленный любовью к искусству и постоянной практикой, доведенной до совершенства за многие годы жизни, делает их великими.
Так было и с Булгун Манджураковой. Она играла на домбре сначала для себя, потом для друзей на вечеринках и свадьбах, затем на радио и в ансамбле песни и танца «Тюльпан», где аккомпанировала мастерам национального искусства Калмыкии Эмбе Манджиеву, Валентине Горяевой и Валентине Ильцарановой. И стала вместе с ними и наравне с ними любимицей народа. Ее исполнительским мастерством восхищались в Калмыкии, регионах России, Европе, Азии и Америке. Горький в 1929 году писал о знаменитой исполнительнице народных песен Ирме Яунзем, что она «… изумительно поет калмыцкие, бурятские и вообще всякие… песни. О – это мармелад и перец! Талантлива, как черт!». Школу исполнительства народной песни у нее прошли многие артисты, ставшие затем известными в СССР и мире: Халима Насирова (Узбекистан), Георг Отс (Эстония), Мария Антонова, Иосиф Кобзон, Александра Стрельченко и наша Валентина Ильцаранова. Как педагог Ирма Петровна подчеркивала: «Вообще певец, как правило, выступает не один, а с тем, кто аккомпанирует, и очень важно, чтобы он обрел в нем единомышленника, относился к своей роли творчески, не формально».
Вот почему я называю Булгун Манджуракову вместе с именами Валентины Горяевой и Валентины Ильцарановой. Им в этом смысле посчастливилось. Свыше тридцати лет, начиная с 1970 года, они проработали с Булгун Манджураковой. Причем в совершенстве она играла на калмыцкой домбре еще до встречи с ними на сцене.
Поэтому можно смело говорить, не боясь умалить достоинств великих В. Горяевой и В. Ильцарановой, что Б. Манджуракова в немалой степени способствовала их успехам. Да и сами они неоднократно подтверждали это. «Я всегда увереннее и лучше чувствовала себя на сцене в любой аудитории больших городов и стран от одного только осознания, что рядом со мной не просто партнер по выступлению, а соратник по искусству, чутко улавливающий каждое мое намерение», – говорила Валентина Нимгировна, ласково называя домбристку Булгуней.
Размышляя о творчестве Булгун Бюрчиевны, Валентина Ильцаранова стремилась докопаться до природы ее таланта. Да, конечно, врожденная музыкальность, идеальный слух, отточенное исполнительское мастерство, но все это нередко есть и у других, однако Манджуракова все-таки единственная, почему? Ответ пришел сам собой, когда Ильцаранова увидела, что Булгун Бюрчиевне не надо входить в образы народной песни – они заложены были в ней самой, потому что она на них выросла, ими прониклась.
Ильцаранова разгадала секрет Манджураковой. Домбристка не «подыгрывала» пению, не подчинялась слепо вокалисту, что неизменно привело бы к почти незаметному, но все-таки отставанию аккомпанемента: она творила песню, как равноправный партнер. Единомыслие в понимании песни, ее редкостное умение найти с певицей общую точку зрения на музыкальное произведение объединяло дуэт, обеспечивало тот особый духовный контакт, при котором и мысли текут в параллельном русле, и сердца бьются в унисон, так писала Л. Клименко в своей книге «Степной жаворонок», изданной в 1989 году.
Булгун Манджуракова – уникальный импровизатор. Она могла сыграть в нужное время и к месту под любого танцора и солиста. И каждый раз неповторимо, азартно и заразительно. Воспринимать ее игру спокойно никто не мог, она с первых аккордов захватывала и увлекала своей мелодией.
Я впервые услышал звуки домбры Булгун Манджураковой весной 1966 года, когда комсомольская делегация Калмыцкой АССР в количестве двадцати пяти человек побывала в Монголии.
Булгун впервые была за границей, как, впрочем, и все мы. Почти при каждой встрече в сомонах (районах) монголы показывали концерты художественной самодеятельности, свои песни и танцы. Эмба Манджиев на таких встречах сразу знакомился с местными танцорами, а затем обращался к Булгун и просил: «А ну-ка, Булгун, давай покажем им, как танцуют калмыки». Булгун Бюрчиевна азартно подхватывала его настроение, и сразу же образовывался веселый круг. Во всех хотонах и аймаках монголы восхищались игрой Булгун на домбре, ее дважды приглашали дать сольный концерт на радио Улан-Батора.
После возвращения из Монголии Булгун повторила свою монгольскую программу на домбре и на калмыцком радио. Это было ее первое выступление перед многотысячной аудиторией радиослушателей Калмыкии.
В том же году ее пригласили на постоянную работу в Калмыцкий телерадиокомитет. Талант был замечен и поддержан. Лучше не придумаешь, ведь каждому таланту нужен счастливый случай. Поработав на студии три года, пройдя здесь хорошую школу выступлений перед аудиторией, в 1970 году Булгун Бюрчиевна вышла на профессиональную сцену в составе ансамбля «Тюльпан»...
После Монголии в августе 1975 года мы с Булгун Манджураковой побывали в Чехословакии во время гастролей «Тюльпана». Успеху выступлений артистов во многом сопутствовало профессиональное мастерство музыкантов ансамбля – заслуженного артиста Калмыцкой АССР Бориса Очаева и Булгун Манджураковой.
В особый восторг всегда приводил зрителей и в первую очередь детей шуточный номер «Шог би» в исполнении Булгун Манджураковой. Она выходила на сцену с домброй, садилась на стул и устанавливала перед собой легкую тумбочку, похожую на маслобойку. На тумбочку ставила маленького, стройного, деревянного козлика размером чуть больше спичечной коробки. И начинала играть музыкальные импровизации. Сначала медленную мелодию, похожую на блеяние козлят. Козлик настороженно водил головой направо-налево, задирал рожки вверх и замирал, будто удивляясь и вздрагивая в ожидании чего-то необычного. И вдруг переходил к азартным прыжкам, неистово радуясь чему-то замечательному и вкусному. Потом падал набок, и его ножки дергались в судорогах то ли от усталости, то ли от страха. А мелодии домбры тем временем нарастали, как раскаты грома во время летней грозы. Гром прекратился, шумный ливень стихал. И только тихое постукивание пальцев Булгун по корпусу домбры создавало впечатление последних редких капель дождя.
Все стихало. В этот момент зрительный зал взрывался от аплодисментов. И начиналось что-то невообразимое! Мальчишки и девчонки срывались с мест и бежали к сцене, сбивая друг друга и крича на ходу от восторга, впивались удивленными глазками на лежащего козлика, переживая за него и жалея беднягу.
А Булгун медленно, постепенно увеличивала ритм игры. Козлик переставал вздрагивать. Поднимал рожки, удивленно покачивал головкой, словно оценивая происходящее и радуясь, что ничего страшного нет, что он живой. И снова начинал неистово танцевать в такт музыке. Казалось, что восторгу и визгу радостных детей, их родителей и всего зала не будет конца...
Так шуточный танец козленка, некогда придуманный в далеком калмыцком хотоне и возрожденный виртуозной игрой мастера, приносил большую радость детям просвещенной Европы.
В дни празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России в Элисте проходил фестиваль музыкальных исполнителей и сказителей народных эпосов. Торжественное открытие фестиваля началось с величавых мелодий калмыцкой музыки, приветствия и благопожеланий великого маэстро Булгун Манджураковой. Когда она играла на своей домбре, казалось, что вместе с ней играет целый оркестр народных инструментов. Она вкладывала в музыку всю свою душу, сердце и дарование. Зрители чувствовали это и любили ее, истинно народную артистку.
В 2010 году вышел в свет музыкальный диск «Домбрин айс» – «Домбровые наигрыши» народной артистки Республики Калмыкия Булгун Манджураковой с лучшими ее произведениями. Мудрым напутствием молодежи звучат слова эпиграфа:
«Хама йовсн һазртан
Хальмг нерән дуудулҗ,
Хальмг домбртан биилҗ,
Хальмг Таңһчан туурултн!»
Иван БАСАНГОВ, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия