Когда Хлебникова понимают и дети

09-12-2024, 13:09 | Культура

Недавно отмечалась очередная годовщина со дня рождения Велимира Хлебникова. В русской поэзии XX века он занимает совершенно особенное место благодаря новаторству языковых поисков, удивительно яркой индивидуальности, масштабу личности, одухотворенности и бесспорной одаренности.

В Малодербетовской гимназии им. Б.Б. Бадмаева с 2003 года функционирует литературно-художественный музей великого русского поэта Велимира Хлебникова. Музей наш – это ризница, хранительница, которая живет живой жизнью. Его посетили тысячи людей, здесь проведены сотни экскурсий. Чудо-музей Хлебникова в Малых Дербетах занимает достойное место на литературной карте России.
Музей стал центром гуманитарного развития учащихся: это универсальный уголок для проведения занятий по предметам учебного курса с использованием краеведческих материалов. Гимназия уже много лет работает над большим проектом «Гимназия – музей – село – мир». Много лет действует «Клуб друзей Велимира Хлебникова». На базе музея созданы временные творческие коллективы, которые готовят проекты к «Музейным урокам» и «Хлебниковским чтениям», на которых происходит литературное погружение в пространство Велимира Хлебникова.
В наше время, когда поэзия Велимира привлекает к себе внимание читателей во всем мире, возникает большой интерес к той точке земли, где увидел свет сам поэт. Гете высказал мысль: «Чтобы понять поэта, надо посетить его родину». Константин Симонов не раз высказывал желание непременно увидеть своими глазами родину поэта. Осенью 1972 года он приехал в Малые Дербеты, чтобы увидеть дом семьи Хлебниковых. Да, это был тот дом, дорогой для самого поэта. Уезжая, Симонов сказал: «Надо сохранить этот дом, колыбель редчайшего и своеобразного поэта. Вы даже не представляете, какой это был удивительный поэт». Я, тогда молодой учитель, присутствовала на этой встрече, слышала эти слова и запомнила их на всю жизнь. Дом, к сожалению, не сохранился. Но наказ Константина Симонова запомнился, таким образом и был создан музей Велимира Хлебникова.
Сейчас литературно-художественный музей Велимира Хлебникова содержит богатейший материал и является универсальным местом для правильного понимания художественного мира поэта. На нашем примере можно убедиться в том, насколько велик потенциал школьного музея в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач.
Гимназия имеет многолетний опыт работы исследовательской деятельности как одного из эффективных путей развития. И этот год не стал исключением. Ко дню рождения поэта провели «Хлебниковские чтения». Их цель – пробуждение интереса к творчеству Велимира Хлебникова, расширение читательского кругозора у детей и юношества, стимулирование творческой деятельности учащихся, популяризация искусства художественного чтения, выявление лучших чтецов, художников, изобретателей и исследователей среди учащихся.
Программа была обширной. Всего в конкурсах приняли участие 126 человек, из них 11 победителей и 32 призера. Конкурс чтецов показал, что дети каждый своей тропинкой пришли к пониманию художественных основ творчества «непонятного» поэта Хлебникова. Основными мотивами выбора понравившегося стихотворения стали его тема, нравственная проблема, сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Вот какое толкование дают ученики начальных классов: «Там есть смешные слова. Например, «крылышкую», т.е. махать крылышками, как бы прыгая, бегая». Дети в средних классах в целом рисуют яркую, красочную, выразительную, верную воображаемую картину. Например, в стихотворении «Кузнечик в кузов пуза уложил/ Прибрежных много трав и вер». «Здесь у поэта каждая строка как бы цепляется за другую», – отмечают они.
В конкурсе на лучшее исследование творчества поэта победителем признана учащаяся 10 класса Софья Стрельникова. Тема ее работы оригинальная, она впервые заявлена в исследованиях учеников нашей гимназии. Очень интересно, что Софья выдвинула в ней такую гипотезу: образ птицы в стихотворениях Хлебникова имеет мифологическую основу.
Самым массовым был конкурс рисунков и малых архитектурных форм «Мир глазами Велимира Хлебникова». Лучшей была признана работа Виктории Надвидовой с цветущими алыми тюльпанами – символом степи, весны и возрождения природы, «души наших предков». Велимир с детства полюбил пейзаж степи, ребенком запоминал ее особенности всякий раз, когда отец его брал с собой в поездки по улусу. «Я раньше жил … в степи ковыльной меж камней», – писал он. Трепетно и нежно Велимир относился к жителям степи: «Мог постичь красоту каменной бабы скифских времен и понять тоску степняка-калмыка, описать красоту девушки-степнячки».
Лучшей работой среди родителей стала картина «Мир Велимира» Д. Яманова. «С детства меня окружали «степь, ревущие верблюды, круглообразные кибитки, моря овец» – все это и постарались воплотить в своей семейной картине Ямановы.
В конкурсе малых архитектурных форм очень много было поделок на тему «Калмыцкие мотивы в творчестве Велимира Хлебникова». Все работы ярко отражают период жизни поэта в степной среде. Через всю жизнь Хлебников пронес любовь ко всему живому, потому что именно с природой, ее красотой были связаны детские мечты, полные сказок и счастья. Всем понравился «Макет дома Велимира Хлебникова» – работа Бадмы Манджиева. Простой деревенский домик, который был выполнен по описаниям очевидцев.
Завершился месячник большим литературным вечером, на котором подвели итоги «Хлебниковских чтений», посвященных дню рождения великого русского поэта Велимира Хлебникова. Были объявлены победители и призеры конкурсов, многие были награждены за активное участие. Состоялся и праздничный концерт выпускников гимназии разных лет в формате онлайн. Это был своеобразный мастер-класс Игоря Дорджиева, Цаганы Батнасуновой, Заяны Хурмановой, ныне студентов различных вузов нашей страны. Они читали любимые стихи Велимира Хлебникова, анализировали их, выражали свое отношение к прочитанному, говорили о том, какое большое влияние оказало на них изучение творчества поэта. Студент Санкт-Петербургского университета Игорь Дорджиев сказал: «Благодаря изучению творчества Хлебникова я стал мыслить глубже и шире, постепенно развил свои лучшие качества. Его поэзия меня всегда вдохновляет. Благодаря Хлебникову и нашему музею, где я был несколько лет экскурсоводом, научился целенаправленно идти навстречу грядущему».

Валентина БАСТАЕВА,
директор Малодербетовской гимназии им. Б.Б. Бадмаева, заслуженный учитель России и Республики Калмыкия, почетный член Всероссийского общества Велимира Хлебникова