О чайной церемонии калмыков

11-08-2014, 10:26 | Традиции

Цә шиңгн болвчн цавин дееҗ. Цаасн нимгн болвчн номин көлгн.
Халъмг улгур


Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. Легенда была записана автором статьи в 1980 г. от информатора Овшин Эренджена (1918-1988 гг.). Вариант данной легенды имеется в сборнике «Хальмг туульс» (т. 3, Элиста, 1972, с. 6). В нем говорится, что однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным» (деедсин идән), и рекомендовал Цзонхаве пить его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год (нег нас зүүх) и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «хальмг цә» (җомба).

С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым напитком стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежедневно совершать чайный ритуал - подношение божествам (дееҗ өрглһн).
В другом же предании (Хальмг туульс, т. 2. Элиста, 1968, с. 222-223) говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на употребление мясной пищи. И вот один лама решил создать растительную пищу, которая бы не уступала по калорийности мясным блюдам. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву. Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался день, без него не обходился ни один праздник.

Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» (деедсин идән) определило специфику чайного ритуала калмыков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Мы остановимся лишь на некоторых.

Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-либо на утренний чай. По этому случаю хозяева дома говорят: «Сән күүнә амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на сытную пищу). Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются, потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел, что подтверждается народной мудростью: «Өрүн цә ууһад һархла, керг күцх» (Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся).

Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.

Каких же правил должна придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая?

1. Во-первых, запрещается кипятить воду (хоосн хар уcн) без чая. Обычный кипяток употребляетея в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятят с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чаем, каплей молока).

2. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаютея слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматриваетея солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Думается, что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.

3. После того как чай хорошо заваритcя (агнь һарад), его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, голченый в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают половником.

4. Первая порция свежего калмыцкого чая преподноситея в качестве подношения (дееҗ) бурханам. Чай наливаетея в жертвенную чашечку, которая должна постоянно находиться на алтаре. По истечении определенного времени этот чай давали детям, в основном мальчикам.

5. Известно, что калмыки поклонялись Солнцу, Луне, почитали Землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, Земле и по-особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог кибитки с круглым основанием, держать дома пиалу с отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится: «Хотын сәәг күүнд өг» (Лучшую пищу отдай гостю). Хорошей пище должна соответствовать качественная посуда. Гость вполне может отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями (кемтркә ааһд), если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец (ааһин ам чавчад бэрхлэ).

6. Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками (на хадаке в особых случаях) на уровне груди, тем самым демонстрируя свое уважение и сердечное расположение к гостю. Раньше ритуал подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком(ширә).

7. При подношении чая строго учитывается иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем или родственником. Если адресатом является духовное лицо, важный государственный чиновник, то ритуал подношения чая совершается хозяином дома.

8. Принимающий подношение должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание (йорәл), в котором добрые пожелания адресуются самому напитку, человеку, угощающему чаем, его семейству. В йоряле говорящий упоминает, как правило, и себя.

9. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивается как проклятие.

Чайная церемония - это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.