Защищали доброе имя своего народа

19-06-2021, 16:29 | Память

Во время войны в штрафные роты и батареи попадали за пребывание в окружении, в плену, различные воинские проступки, за преступления, наказание за которые вместо заключения можно было заменить штрафным подразделением. Там можно было искупить вину перед Родиной кровью, ценой жизни.
Калмыки чаще всего попадали в штрафные подразделения, отстаивая свою честь перед командирами, защищая доброе имя своего народа.


Командиры подразделений из Калмыкии
Абешев Дагдур Борлыкович, в военных документах встречается и такая запись: Дмитрий Бурликович, родился в 1918-м году в селе Шебенеры Сарпинского района. Младший лейтенант Абешев, вышедший из окружения, командовал штрафной ротой, затем штрафным батальоном. Участник Курской битвы, награжден орденом Отечественной войны II степени. Награда нашла офицера в 1966-м году.
В сражении на Курской дуге Дагдур Борлыкович получил тяжелое ранение, после лечения в госпитале был признан негодным к строевой службе. Прибыл домой, а 28 декабря 1943 года вместе с семьями таких же фронтовиков был депортирован в Сибирь. При обыске конфисковали наградной пистолет и именную финку. Позже холодное оружие ему вернули.
В ссылке, в Тальменском районе Алтайского края, довелось ему встретиться со своим солдатом-штрафником, разжалованным полковником, после штрафбата восстановленного в звании. Тот помог инвалиду Дагдуру Абешеву устроиться в сельпо, и он работал в магазине продавцом.
После возвращения из ссылки Дагдур Борлыкович Абешев трудился в совхозе «Аршаньзельменский» чабаном.
Василенко Павел Иванович, 1922 г.р. Призван Западным РВК в октябре 1941 года. Младший лейтенант, командир стрелкового взвода 346-й отдельной армейской штрафной роты.
Из наградного листа: Во время боя ведет себя храбро, пользуется авторитетом среди подчиненных и товарищей по службе. Дисциплинирован, как молодой командир показал себя опытным по управлению взводом во время боев. Выдержан. Не боясь противника, подпуская его на близкое расстояние, методичным огнем из всех видов оружия взвода уничтожает его.
Награжден орденом Красной Звезды 25 января 1943 года приказом по войскам 47-й армии.
Заслужили наград в штрафных батальонах
Бараев Али, 1907 г.р. Призван Черноземельским РВК. Рядовой, стрелок 127-й отдельной штрафной роты 46-й армии.
Из наградного листа: В бою за г. Кишкунфеледьхазо 22 октября 1944 года в уличном бою, когда выбыл из строя командир отделения, принял командование отделением, вывел отделение из-под минометного обстрела противника, гранатами уничтожил расчет противотанковой пушки, пленил 9 венгерских солдат.
Награжден 22 ноября 1944 года приказом по 176-му гвардейскому стрелковому Измаильскому полку 59-й гвардейской стрелковой Краматорской Краснознаменной ордена Суворова, ордена Богдана Хмельницкого дивизии 2-го Украинского фронта. Командир гвардейского полка гвардии подполковник Резниченко. Начальник штаба гв. полка гв. майор Михайлов.
Баджаев Гучин Эренценович, 1924 г.р. Призван Приютненским РВК в 1943-м году. Красноармеец, стрелок 70-й отдельной армейской штрафной роты.
Из наградного листа: При выполнении боевой задачи, поставленной командованием 329-й стрелковой дивизии 24 сентября 1944 года перед 70-й отдельной штрафной армейской ротой при взятии населенного пункта Бугай, тов. Баджаев Г.Э. первым 4 раза при отражении контратак противника выходил из траншеи и отражал атаки, во время которой убил 1 немца.
Тов. Баджаев Г.Э. вполне заслуживает правительственной награды – ордена Славы III степени.
Командир 70-й ОАШР капитан Карпенко - 7 октября 1944 г.
Награждаю правительственной наградой – медалью “За отвагу”. Командир 329-й стрелковой дивизии подполковник Керимов. 15 октября 1944 года.
Награжден медалью “За отвагу” 15.10.1944 года приказом по 329-й стрелковой дивизии. И.о. командира дивизии подполковник Керимов, и.о. начальника штаба дивизии майор Карпенко.
Восстановлен в звании
Хараев Муса Мучкаевич, 1917 г.р. Призван в сентябре 1938 года Приютненским РВК. Место рождения: д. Джедшикин (Джеджикины – М.Н.). Воинское звание: мл. лейтенант. Красноармеец, стрелок 14-го отдельного штрафного батальона Ленфронта. Ранен 19 июля в роще “Тигр”, Ленфронт.
Из наградного листа: Представлялся к награждению медалью «За отвагу». В бою 19 июля 1943 года проявил храбрость и отвагу. Ворвавшись в траншеи противника, захватил важные документы и совместно с товарищами пленил и доставил на КП унтер-офицера. Несмотря на ранение, поле боя не покинул.
Командир 14 отд. штрафбата кнс майор Лесик. 24 июля 1943 года.
За отличное выполнение задания Военного Совета 67-й армии по вскрытию группировки и нумерации частей противника вполне достоин награждения представляемой наградой.
Начальник РО штаба 67-й армии подполковник Костров. 17 июля 1943 года.
Награжден медалью “За отвагу” 5 августа 1943 года приказом 67-й армии Ленинградского фронта.
В последующем младший лейтенант Хараев М.М. выбыл в распоряжение командования ДВО (Дальневосточного округа).

связал судьбу с армией Защищали доброе имя своего народа
Наминов Харгат Манджиевич попал, как многие калмыки, под Сталинград. До боев за город успел окончить краткосрочную артиллерийскую школу, стал наводчиком орудия. Воевал Харгат в Сталинграде не только артиллеристом, но и пехотинцем. Бои шли за каждую пядь земли, вступали в рукопашные схватки. Харгат Наминов и его боевые товарищи город отстояли. Медаль “За оборону Сталинграда” нашла его спустя полвека.
Когда в боевое подразделение Наминова дошла весть о выселении калмыков, командир довел эту страшную для него весть в оскорбительной форме. Солдат не мог стерпеть унижения и избил офицера.
Если говорить об общем отношении командиров к калмыкам, то к вести о репрессии против калмыцкого народа они отнеслись спокойно: видели, как стойко и мужественно воевали калмыки. Но порой встречались и такие, как командир Наминова.
Военный трибунал постановил: направить солдата в особую армейскую штрафную роту. Уцелевший в кровавой мясорубке Харгат Наминов вышел бурят-монголом. Конечно, никаких документов по дороге в штрафбат он не выкидывал, как писали в одной из республиканских газет, известно, что все бумаги доставляет командир конвоя. А то, что ему удалось записаться не калмыком, так в этом ему помогли командиры (сколько сейчас снято фильмов, в которых герои меняют фамилию, а вместе с ней – свою судьбу). Они понимали, что возвращение в свою часть не принесет добра солдату.
В военных документах видно, как командиры меняли место призыва калмыков, записывали их представителями других национальностей, если же имя и отчество были русскими, несмотря на калмыцкую фамилию, порой записывали их как русских. Так они давали возможность калмыкам оставаться на передовой. А командир Наминова заодно покончил и с неправедно приобретенным грузом прошлого.
Так рядовой Харгат Наминов вновь зашагал в общем солдатском строю навстречу смертельному огню, которое будет полыхать еще два года.
С боями, громя врага, Харгат прошел пол-Европы и дошел до Одера. С той стороны реки подошли долгожданные союзники. Так закончилась война. Харгат Наминов был награжден медалью «За боевые заслуги».
После окончания действительной службы в 1947-м году Харгат Лиджиевич остается на сверхсрочной службе. Ехать было некуда, так как старшину Наминова записали бурят-монголом. Он оставался в армии до конца 60-х годов.
Николай МАНДЖИЕВ
На фото: Абешев Дагдур,
Наминов Харгат